Напомним, что впервые с отечественным правосудием простой издатель антисионистской (как он сам подчеркивает) литературы столкнулся в 1995 году. Тогда Мосгорсуд признал его виновным в разжигании межнациональной и прочей розни: издатель печатал "Майн кампф" на русском языке и дополнял его произведениями менее знаменитых авторов, отводя им страницы в газете "Русские ведомости" и сборнике "Русич". Видимо, амнистия, обьявленная в тот год в честь победы над фашистской Германией, воодушевила Виктора Корчагина, и он издал сборник "Русич-3": багровую книжку в мягкой обложке с крупной надписью "Жидомасоны". За это его вновь привлекли к ответственности - инициатором иска стал инвалид ВОВ Борис Стамблер. До судебной эпопеи ветеран мирно конструировал миниатюрные стреляющие копии стрелкового оружия, но начавшийся осенью 2003 года процесс отнял у него почти все свободное время.
Федеральный судья Олег Борисов над приговором думал долго: он должен был быть вынесен еще 2 ноября, но решение откладывалось. В немалой степени этому поспособствовала заключительная речь 64-летнего Корчагина, растянувшаяся на два часа и вконец утомившая судью. Вообще, на всем протяжении процесса судья Олег Борисов слушал доводы обвинения и защиты в день не более двух часов - сумбурные речи сторон враждовали с логикой. В суд время от времени приходили авторы различных экспертиз - сплошь доктора философских и исторических наук - и на словах поясняли, что имел в виду Корчагин, когда печатал статью, в которой Христос называется "идиотом, параноиком и извращенцем", "пассивным гомосексуалистом", а христианство - "вероучением для расово неполноценных особей".
Прения завершились тем, что государственный обвинитель Татьяна Кондратьева потребовала для подсудимого двух лет тюрьмы условно и запрета журналистской и издательской деятельности на три года. В ответ на это подсудимый обнародовал еще одно доказательство своей невиновности - он сослался на богатство русского языка, широко допускающего употребление метафор. Таковыми, по его мнению, были пожелания, чтобы "Иван взял дубину", а "все евреи были депортированы из России".
- Только при экзальтированном воображении эти слова можно воспринимать как призыв, - горячился издатель.
Судья смотрел на него с вниманием. На всем протяжении процесса его достаточно скучное течение прерывалось эмоциональными всплесками, причиной которых был откровенный конфликт между защитником Корчагина - председателем Национально-Державной партии России Александром Севастьяновым и прокурором Татьяной Кондратьевой. Дело чуть не дошло до рукоприкладства, когда Севастьянову показалась, что государственный обвинитель не знает большинства статей Конституции РФ. Стокилограммовый защитник взревел - прокурор повернулась к нему презрительным профилем. Рассердившийся Севастьянов подскочил к столу, за которым сидела женщина, и стал совать ей в руки брошюру Конституции. Со словами "отойдите от меня" государственный обвинитель стала отпихивать от себя брошюру. Сцену прервал судья. Вернувшись на свое место, Александр Севастьянов потребовал от суда отвода гособвинителя в связи с его непрофессионализмом и хамским поведением. Судья оставил прокурора. На последнем слове подсудимого Татьяна Кондратьева не присутствовала, и адвокат спал, изредка обнаруживая себя всхрапыванием. В перерывах между заседаниями председатель НДПР выяснял, кто из участников процесса является евреем.
Перед вынесением приговора Виктор Корчагин пояснил корреспонденту "РГ", что если ему не запретят издательскую деятельность, то в скором времени он откроет собственный магазинчик. Старый на Клязьминской, 19 недавно был закрыт.
В Московском бюро по правам человека "РГ" сообщили, что антисемитскую и ксенофобскую литературу в Москве можно приобрести прежде всего на традиционной "торговой точке" - у бывшего Музея Ленина. Также подобная литература активно распространяется на оппозиционных митингах КПРФ и "Трудовой России". Кроме того, радикальной прессой активно торгуют в метро. Так, несмотря на запрет подобной торговли, передвижной стенд с примерно полутора десятками наименований регулярно появляется в переходе между кольцевой и радиальной линиями на станции метро "Октябрьская". Такие националистические газеты, как "Завтра", "Дуэль", продаются даже в газетных киосках.