25.11.2004 05:10
Поделиться

Герман Греф разозлен на "Единую Россию" и "Газпром"

Практически каждый из предпринимателей хотел высказаться о проблемах бизнеса на собственном примере. Сделать это удалось не всем, хотя премьер-министр Михаил Фрадков пытался предоставить слово каждому желающему. Но времени было отведено мало - премьер торопился на встречу с президентом. Правда, министр экономического развития и торговли Герман Греф, который с нетерпением ожидал окончания оживленного обсуждения представленных вопросов, решил все же задержать премьера в стенах Белого дома. Недовольство Грефа не знало пределов, и остановиться министр уже не мог.

- Я несколько месяцев как обременен малым бизнесом, - шутливым тоном начал главный экономист.

- Сколько месяцев? - поддержав его тон, поинтересовался Михаил Фрадков. - Значит, скоро можем рассчитывать? - со смехом добавил премьер-министр.

- Девяти месяцев нет пока, только с мая, - ответил Греф. Но на этом любезность главного экономиста закончилась. Едва сдерживая гневные нотки, он обрушился с критикой на депутатов "Единой России". "Ни одна сумма не подвергалась таким нападкам, как на поддержку малого бизнеса", - сказал он и тут же объяснил свое недовольство тем, что, казалось бы, ожидать подобного можно было от кого угодно, но только не от "единороссов". "Единая Россия" - партия власти и поддержки всего, что только можно", - сказал Греф.

После чего он попытался разъяснить не только присутствующим предпринимателям, которые и без того знали, что удвоение ВВП, о котором постоянно говорит президент, невозможно без развития малого бизнеса, но и членам кабинета министров. Но для членов правительства мысль о поддержке малого бизнеса совсем не новая. С периодичностью раз в год правительство обращает внимание на "малышей". И начинает их холить и лелеять. Но, как правило, продолжается это недолго. Через несколько дней "заботливый" кабинет за государственными важными делами просто забывает о существовании оных. Вчера же на совет, как выразился главный экономист, видимо, по иронии судьбы, были вынесены два вопроса: о развитии малого предпринимательства и антимонопольной политики. И это при том, что "мы создаем гипермонополию под названием "Газпром".

- Я как член совета директоров газового холдинга из Интернета узнаю, что "Газпром" скупил блокирующий пакет РАО "ЕЭС России" за 1 миллиард долларов, - возмущался Греф.

- "Мосэнерго", - поправил его присутствующий глава энергохолдинга Анатолий Чубайс.

- Нет. Блокирующий пакет РАО, - не унимался главный экономист. - "Газпром" скупает все подряд. Мы повышаем тарифы на газ, а "Газпром" вкладывается во все мыслимые и немыслимые виды бизнеса, - недовольно продолжал министр.

- Чубайс даже об этом не знает, - попытался разрядить обстановку Фрадков.

Но Греф не желал останавливаться и заявил, что в стране происходит "удушение бизнеса за счет повышения цен на газ". "Попробуйте купить газ у нас в стране при открытии нового предприятия", - предложил министр, заметив, что ему самому приходится пробивать в "Газпроме" лимиты на газ по просьбам предпринимателей, "как будто для себя самого".

- Нам необходимо поставить точку в сложившейся ситуации, это лицемерие с нашей стороны, - призывал Греф кабинет министров и предпринимателей выступить против политики, проводимой главой газового холдинга Алексеем Миллером.

Иначе, по мнению главного экономиста, никаких "малышей" в газовом бизнесе просто не будет. "Осталось купить железные дороги и - все отдыхают", - заметил Греф.

Что же касается модернизации антимонопольного законодательства, о котором на Совете говорил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, то, по мнению главного экономиста, "без этого стране придет конец". Глава ФАС чуть раньше предложил бизнесменам положения законопроекта по снижению административного бремени на экономику и ужесточению антимонопольных наказаний. В частности, документом упрощается антимонопольное регулирование сделок по покупке пакетов акций, превышающих 20 процентов уставного капитала компании. Антимонопольное ведомство оставляет за собой только право регулировать сделки по единовременной покупке одним лицом блокирующего, контрольного пакетов акций, или пакета акций в 75 процентов. При этом Артемьев сообщил, что в законопроекте ужесточаются санкции за монопольные сговоры. Планируется, что за злоупотребление доминирующим положением будет установлен штраф - 2 процента от оборота компании, а за создание картелей - 4 процента от оборота компаний, участвующих в сговоре. Кроме того, планируется введение дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет для топ-менеджеров компаний, нарушающих антимонопольное законодательство. Документом также вводится понятие олигополии - если сейчас доминирующей считается компания, занимающая более 65 процентов рынка, то после принятия нового закона доминирующей будет считаться каждая из трех компаний, совокупно занимающих более 50 процентов рынка, или каждая из пяти, занимающих 70 процентов рынка. Артемьев также сообщил, что законопроектом запрещается предоставление органами власти каких-либо льгот и преференций для частных компаний.

Некоторые положения законопроекта пришлись не по душе главе "Северстали" Алексею Мордашеву. Он практически по всем позициям раскритиковал положения нового законопроекта. От возмущенного Грефа досталось и предпринимателю. "Предлагаемые изменения законодательства носят виртуальный, абстрактный характер, поскольку речь в них нигде не шла, что надо пресечь монопольную или олигопольную деятельность. Речь шла о том, что надо лишь пресекать злоупотребления своим доминирующим положением", - заметил главный экономист.

- Будет ли до конца года закон о малом бизнесе внесен в правительство? - осторожно поинтересовался глава ТПП Евгений Примаков.

- Очевидно, что до конца года не внесем, поскольку надо определить предмет того, что мы собираемся регулировать, - ответил главный экономист. - Законов у нас много, есть и закон о пчеловодстве, но пчел от этого больше не стало.

Терпеливо ожидавший окончания гневного монолога своего министра, Фрадков на этой оптимистичной ноте все же прервал Грефа и сделал вывод: "Нужны действия". Правда, при этом признал, что изменить что-либо кабинет министров просто не в силах. "Как бы мы ни хотели, на малые предприятия мы "Газпром" в ближайшее время не подменим", - заметил Фрадков. По мнению премьера, такие элементы, как "демонополизация "Газпрома", внедрение конкуренции и конкурентной среды, - все это должно быть, но компанию первого эшелона заменить малыми предприятиями второго эшелона не удастся". Видимо, понимая, что никогда это не произойдет, и действует глава газового холдинга Алексей Миллер.