Новости

25.11.2004 05:00
Рубрика: Власть

Указы по вертикали

Сенаторы знают, как назначать губернаторов

В кулуарах очень многие члены Совета Федерации откровенно говорят, что в нынешнем "сыром" виде проект закона о назначении президентом губернаторов не приведет в регионах ни к чему, кроме управленческого хаоса и конфликтов с федеральным центром. Глава Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков признался "РГ", что совершенствование этого законопроекта, по его мнению, приведет парламентариев в тупик. Документ необходимо не совершенствовать, а кардинальным образом менять.

- Одобренный Думой в первом чтении законопроект не отвечает главному требованию президента - выстраиванию властной вертикали, в которой центр мог бы эффективно влиять на руководство регионов. Никто не спорит с тем, что существующая властная вертикаль ущербна. И ее самое слабое звено - региональное. Мы прекрасно видим, что выборы губернаторов зачастую превращаются в профанацию, в игру "черных пиарщиков". Граждане сами видят все эти недостатки и реагируют соответствующим образом - все меньше ходят на губернаторские выборы, - рассказал "РГ" Александр Казаков.

Впрочем, введение системы, при которой представленный президентом кандидат на пост губернатора должен получить одобрение регионального парламента, по словам Казакова, в сущности мало что меняет.

- Губернатор, получивший власть фактически из рук местного законодательного собрания, будет иметь те же возможности не подчиняться федеральному центру, что и губернатор, избранный всенародным голосованием. Ведь и в том, и в другом случае региональный начальник напрямую не зависит от центра, а значит, может не особенно считаться с политикой Кремля. В результате все реформы, которые затевает федеральный центр, так и будут "вязнуть" за пределами Садового кольца, - считает Казаков.

По словам Александра Казакова, который, кстати, избран в Совет Федерации Законодательным собранием Ростовской области, у администрации президента вряд ли получится оказывать влияние на региональные парламенты для того, чтобы те голосовали за "правильных" с точки зрения Кремля кандидатов в губернаторы: у нее нет "навыков" работы с законодательными собраниями. Кроме того, как уверено большинство сенаторов, президент, скорее всего, не станет применять право распускать своими указами "несговорчивые" парламенты: это слишком недемократичная мера, которая к тому же противоречит духу Конституции.

- Из законопроекта непонятно, на каком основании президенту предоставляется право распускать заксобрания. Несогласие региональных депутатов с его мнением явно не может служить таким основанием, - считает Казаков.

Смысл одной из поправок, которую верхняя палата парламента готовит к упомянутому законопроекту, как раз и сводится к исключению нормы, допускающей роспуск региональных законодательных собраний указами президента. По этому поводу среди сенаторов царит редкое единодушие: эту поправку в большинстве своем поддерживают и те члены СФ, которые представляют в палате исполнительную власть субъектов Федерации. Например, назначенный губернатором Красноярского края Александром Хлопониным сенатор Игорь Каменской заявил "РГ", что реформы по укреплению вертикали исполнительной власти не должны повредить статусу и роли местных законодательных властей.

- Законодательные собрания - очень важный политический институт. Необходимо сохранить его в неприкосновенности, чтобы каждый избиратель знал, что у него есть конкретный депутат, разбирающийся в местных проблемах, работающий все время в данном регионе и чувствующий себя независимым от федерального центра, - заявил "РГ" Игорь Каменской.

Однако в том случае, если президент лишится рычага давления на заксобрания, ему будет нелегко добиться от региональных парламентов одобрения своих кандидатов в губернаторы. Не секрет, что региональные парламенты в большинстве своем зависимы от губернаторов. Поэтому в одной из своих законодательных поправок сенаторы предлагают наделить президента правом своими указами безо всякого одобрения со стороны местных заксобраний назначать каждого из 88 глав региональной исполнительной власти.

- Глава государства должен также иметь полномочия снять своим указом губернатора с должности. Вот тогда он получит возможность реально влиять на региональную исполнительную власть. Такая система действовала в начале 90-х годов и неплохо себя зарекомендовала. При этом законодательные собрания, местные общественные организации, простые граждане должны быть наделены правом инициировать отставку губернатора и поставить этот вопрос перед президентом. Кроме того, можно было бы разработать конкретные экономические критерии оценки эффективности работы губернатора, - говорит Александр Казаков.

Впрочем, в недрах Совета Федерации готовятся и менее радикальные поправки к упомянутому законопроекту. Это делается на тот случай, если Дума откажется одобрить идею о назначении прямыми указами президента глав региональной исполнительной власти. Например, спикер СФ Сергей Миронов предлагает оставить норму, при которой за главой государства закрепляется право распускать любое законодательное собрание, если оно трижды проголосует против предлагаемой им кандидатуры в губернаторы. Но при этом Миронов настаивает на том, чтобы ввести согласительную процедуру: после второго отказа одобрить президентскую кандидатуру депутаты заксобрания получают месяц на то, чтобы обдумать ситуацию, обсудить ее с московским руководством.

Сенаторы также подготовили законодательную поправку, в соответствии с которой депутатам заксобраний предоставляется право предлагать президенту кандидатов на пост губернатора: для этого в поддержку той или иной кандидатуры должно быть собрано не менее трети голосов народных избранников.

Кстати, большинство сенаторов, включая многих руководителей палаты, считают, что Россия лет через десять-пятнадцать, когда в регионах уже будут проведены основные экономические реформы, все равно вернется к системе прямого всенародного избрания губернаторов.

Власть Работа власти Регионы Президент Законодательная власть Совет Федерации Административная реформа