Обращает на себя внимание активизация дипломатических усилий "квартета" в преддверии выборов в ПНА. Сразу же за визитом в регион американского госсекретаря Колина Пауэлла, переговоры с руководством Израиля и ПНА провел министр иностранных дел России Сергей Лавров. В беседе с израильским премьер-министром Ариэлем Шароном глава российского внешнеполитического ведомства предложил в качестве жеста доброй воли освободить палестинских заключенных, содержащихся в израильских тюрьмах. Шарон отверг это предложение. Он заявил, что, во-первых, палестинцы, оказавшиеся в израильских тюрьмах, осуждены судом за конкретные преступления, а во-вторых, такой шаг со стороны Израиля повредит умеренному кандидату в президенты ПНА Махмуду Аббасу, ибо будет воспринят "палестинской улицей" как поддержка Израилем "своего человека".
Сергей Лавров также провел беседы в Рамаллахе (столице ПНА) с Махмудом Аббасом и главой администрации ПНА Ахмедом Куреи. Перед началом встреч с руководством ПНА Сергей Лавров почтил память скончавшегося раиса ПНА Ясира Арафата, возложив венок на его могилу в Мукате - комплексе административных учреждений в Рамаллахе.
Вчера в Израиль прибыл министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. После переговоров с лидером оппозиции Шимоном Пересом он призвал как израильскую, так и палестинскую стороны следовать пунктам "Дорожной карты", разработанной международным "квартетом". Сегодня Джек Стро планирует посетить ПНА и встретиться с Махмудом Аббасом и Ахмедом Куреи. Израильские обозреватели полагают, что данный визит британского министра иностранных дел следует рассматривать как подготовку к переговорам с израильтянами и палестинцами премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который намерен наведаться в этот регион перед Рождеством. Вероятно, еще до конца этого года регион посетят министры иностранных дел Франции и Германии.
Между тем в преддверии назначенных на 9 января президентских выборов в ПНА ряд здешних политических деятелей выступили с неожиданными заявлениями. Причем как с палестинской, так и с израильской стороны. К примеру, бывший руководитель "Моссада" (израильской внешней разведки) Эфраим Галеви, ныне руководитель Центра стратегических и политических исследований при Еврейском университете в Иерусалиме, выступая с лекцией в монреальской синагоге "Шаар а-Шамааим" (врата небесные) заявил, что "Израиль должен пойти на переговоры с ХАМАСом, поскольку 30 процентов палестинцев поддерживают эту организацию. Галеви обратил внимание слушателей на то, что ХАМАС - не только террористическая группировка, но "и гуманитарная организация, строящая больницы и школы для палестинцев". Хамасовцы пока никак не прореагировали на это заявление.
А другая организация ФАТХ, постоянно декларирующая единство своих рядов, оказалась на грани раскола. 54-летний Джибриль Раджуб, занимавший пост советника по вопросам безопасности в канцелярии Арафата, заявил о том, что он вступает в борьбу за кресло раиса. Похоже, что Раджуб выступает как независимый кандидат, ибо Революционный совет ФАТХа уже утвердил своим кандидатом Махмуда Аббаса.
На этом фоне не совсем понятно заявление Раджуба о том, что сидящий в израильской тюрьме Маруан Баргути не будет выдвинут ФАТХом, но и Махмуд Аббас не будет единственным кандидатом от движения.
С другой стороны, "предвыборный ход" Раджуба вполне логичен. Его популярность среди палестинцев не так значительна, как Баргути, но вполне сопоставима с популярностью любого другого палестинского лидера.
Неудивительно, что несколько растерявшийся Махмуд Аббас навестил в иерихонской тюрьме лидера "Народного фронта освобождения Палестины" (НФОП) Ахмеда Саадата (Абу Гасана), отбывающего тюремный срок за убийство в октябре 2001 года министра туризма Израиля Рехавама Зеэви. Аббас, судя по всему, добивается освобождения Саадата в обмен на поддержку своей кандидатуры экстремистами из НФОП и других фундаменталистских организаций.
Что тут можно сказать? Если слывущий "миролюбцем" Аббас ищет поддержки у откровенных бандитов, его дела и в самом деле плохи.