26.11.2004 03:00
    Поделиться

    Школьницы убили знакомую из сострадания

    Жительница Волгодонска наняла несовершеннолетних убийц, чтобы они ее умертвили

    В феврале этого года Наталья Баранникова попала в автомобильную аварию. Последствия оказались тяжелыми - женщину полностью парализовало. Несчастная могла лишь слегка шевелить одной рукой.

    За больной ухаживали ее муж и малолетняя дочь. Но муж не мог посвятить всего себя этому занятию. Нужно было работать, чтобы прокормить семью. Поэтому он попросил соседскую девочку Марту Шкерманову ухаживать за обездвиженной супругой. 14-летняя ученица одной из средних школ Волгодонска, жившая с Баранниковыми в одном доме, согласилась.

    - Тетя Наташа очень страдала из-за болезни, - рассказывала потом Марта. - Постоянно жаловалась на то, что не хочет жить. Говорила, что хочет умереть, не желая быть обузой для семьи. Она несколько раз просила меня узнать, кто бы мог ее убить, чтобы закончить ее страдания.

    Но найти желающих для совершения эвтаназии было довольно трудно. Не практикуются в нашем обществе столь необычные услуги. И тогда Баранникова попросила свою малолетнюю сиделку помочь ей уйти из жизни. Пообещала даже заплатить за это 5 тысяч рублей.

    Изумленная Марта поведала обо всем своей 17-летней подруге Кристине Патриной, учащейся кадетского казачьего училища. Отзывчивые школьницы вознамерились помочь тете Наташе. Для начала попытались разузнать, как вообще совершаются убийства. Один знакомый посоветовал ввести больной воздух в вену.

    Кристина Патрина (слева) и Марта Шкерманова не похожи на закоренелых преступниц, но именно эти девушки убили свою знакомую. Кристина Патрина (слева) и Марта Шкерманова не похожи на закоренелых преступниц, но именно эти девушки убили свою знакомую.

    Баранникова одобрила такой способ ухода из жизни. Она же назначила дату исполнения скорбного заказа - 22 августа. Наталья объяснила, что в этот день мужа дома не будет, а дочку она отправит погулять на улицу. В семь часов вечера обе девочки пришли в квартиру Баранниковой, чтобы совершить задуманное.

    - Тетя Наташа лежала, как обычно, на кровати, - пояснила на следствии Марта. - Одежды на ней не было, лишь сверху она была укрыта халатом. Тут она начала плакать, просить, чтобы ее скорей убили. Мы испугались и отказались. Но она продолжала умолять.

    Наконец девчонки собрались с духом. Марта ремнем перетянула левую руку Баранниковой, а Кристина сделала укол шприцем, введя 10 кубиков воздуха. Настали мучительные минуты ожидания. Находясь на пороге вечности, Наталья поспешила напомнить девушкам, чтобы те забрали ее драгоценности, которые хранились в баночке на серванте.

    Минуты шли, а женщина не умирала. Царство теней явно не торопилось принимать новую жертву. Тогда настойчивая Баранникова попросила девушек, чтобы они ее удушили. Исполнительные подруги взяли веревку, обмотали вокруг шеи женщины и стали тянуть в разные стороны. Через минуту барышни выдохлись и отпустили веревку.

    Беспомощная Наталья по-прежнему была жива.

    - Продолжайте, - прохрипела она.

    Усидчивые ученицы снова взялись за веревку. Через десять минут все было кончено.

    Убедившись, что дело сделано, душечки забрали драгоценности. Барыш составил 11 золотых ювелирных украшений: обручальное кольцо, серьги, крестики и прочие безделушки. Девицы попросили знакомого парня, чтобы он по своему паспорту отнес украшения в ломбард. Полученные таким образом 4575 рублей они поровну разделили между собой. Деньги потратили на мороженое и жвачку. Через два дня их задержали.

    На допросах девочки полностью во всем признались. Говорили, что сделали все из жалости к тете Наташе. А золото расценили как подарок.

    - Органами следствия их действия квалифицированы как убийство лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, совершенное группой лиц по предварительному сговору, по найму, - сообщил "РГ" начальник отдела прокуратуры Ростовской области Сергей Ушаков. - Им предъявлено обвинение по статье 105 часть 2 УК РФ. Несовершеннолетний возраст обвиняемых и то обстоятельство, что они поддались на уговоры и посулы взрослого лица, будут учтены судом при назначении наказания. На мой взгляд, никакой эвтаназией здесь и не пахнет. Об этом свидетельствует дальнейшее поведение девушек, когда они начали поспешно тратить "заработанные" деньги. По мнению предварительного следствия и прокуратуры, преступление совершено из корыстных побуждений.

    После задержания девушек выпустили под подписку о невыезде. Однако позже Кристину пришлось снова посадить за решетку. Произошло это после того, как в результате ссоры с родителями она убежала из дома. Теперь они ожидают решения суда.

    комментарии

    Иеромонах Макарий,
    благочинный Свято-Донского мужского монастыря:

    - С точки зрения православного духовенства, человек, который добровольно ушел из жизни - умертвил он себя сам или уговорил сделать это других, - однозначно совершил самоубийство. Церковь за самоубийц не молится.

    Юрий Нестеренко,
    член Ростовской областной палаты адвокатов, врач:

    - Закон запрещает эвтаназию в любом виде. В этом жутком происшествии я усматриваю неразрешимую нравственную дилемму. Взрослый человек склонил несовершеннолетних к убийству. Но ему нельзя предъявить обвинение, потому что он сам стал жертвой. Ответить за все придется малолетним преступницам. Они могут получить до десяти лет заключения. Хотя и не считают себя виноватыми. Кто здесь преступник, кто пострадавший? Нет однозначного ответа.

    В законе "Об охране здоровья граждан", в статье 30 пункт 4 сказано, что больной имеет право на облегчение боли всеми средствами, которыми располагает медицина. Однако в наших условиях это положение нередко носит декларативный характер. В силу самых различных причин больной не получает медикаментов, способных избавить его от страданий. Человек остается один на один со своей болью. Де-юре - закон есть, а де-факто - он работает не всегда. При этом существуют заболевания, которые заставляют пациента испытывать такие мучения, что даже современная медицина не в состоянии их облегчить. Человек не должен убивать, даже из жалости, но длить мучения обреченного, быть может, тоже негуманно. Здоровому рассуждать о грехе самоубийства нетрудно, но смертельно больные люди находятся в совершенно другой системе нравственных и этических координат. Это глубочайшая философская проблема. Об этом спорят во всем мире. Надо предлагать пути ее решения, но разрешима ли она в принципе?

    Поделиться