29.11.2004 00:40
Поделиться

Прошла премьера "Concerto parlando" Родиона Щедрина

Конечно, премьера или юбилей событийны априори. Но существуют и другие критерии событийности - высокое качество музыки и ее исполнения. Поэтому чрезвычайно жаль, когда вне поля зрения журналистов оказываются настоящие исполнительские шедевры. В Камерном зале Дома музыки исполнялись сочинения Родиона Щедрина, созданные им в период с 1995-го по 2004 годы.

Родион Щедрин не боится быть сложным, не заигрывает с публикой и не потакает ее слабостям. Говорит ли Щедрин на языке неоромантизма (Concerto dolce для альта, струнного оркестра и арфы), отдает дань "неофольклорной волне" ("Величание") или всеобъемлющему постмодернизму (Concerto lontano для фортепиано с оркестром) - он всегда неизменно экспрессивен и искренен.

В программе была представлена российская премьера Concerto parlando для солирующей скрипки и трубы в сопровождении струнного оркестра. Впервые концерт был исполнен на фестивале музыки Щедрина в Сен-Назаре (Франция) два месяца назад. Произведение посвящено французскому скрипачу Филиппу Граффену, организатору и арт-директору фестиваля. Молодой музыкант Александр Ветух (труба) заметно волновался. И не зря. К сожалению, музыкального диалога между двумя "персонажами" не получилось - слишком уж не совпадал исполнительский уровень блистательного француза и, безусловно, перспективного, но совсем еще неопытного Ветуха. Зато Граффен очаровал слушателей артистической свободой, органичной и выразительной манерой игры.

Исполнительский стиль лауреата многих престижных международных конкурсов Екатерины Мечетиной отличают большая энергетическая заряженность, четкое ясное туше. Написанный для Беллы Давидович по заказу одного из самых знаменитых концертных залов Европы - Concertgebouw, Шестой фортепианный концерт был впервые исполнен Екатериной Мечетиной в Амстердаме в 2003 году.

Но наибольшее эмоциональное впечатление на вечере произвело исполнение лауреатом международных конкурсов Михаилом Березницким Концерта для альта. Березницкий - музыкант, в игре которого сочетаются интенсивность чувства и огромное напряжение мысли, поэтому здесь совпадение авторского замысла и его воплощения оказалось наиболее точным. Прекрасно звучит инструмент, сделанный российским мастером Игорем Улицким.

Московский камерный оркестр "Времена года" под управлением Владислава Булахова в своем особом - активном и наступательном - стиле игры смог передать неспокойный, взрывной пульс времени и характер музыки Родиона Щедрина.

В свои 72 года композитор находится в замечательном периоде творческой зрелости. Сейчас он выполняет заказ из Японии - пишет сочинение для тысячи (!) виолончелей. Узнав об этом, Мстислав Ростропович пообещал приехать и сыграть одну из тысячи партий.