- Господин Грэнвилль, что, на ваш взгляд, нам удается?
- Каждый инвестор хочет работать на рынке при стабильной ситуации на денежном и инфляционном фронтах. Я могу только приветствовать фантастические успехи власти в области фискальной политики. Главная заслуга экономической политики нынешнего правительства - избежание искушения тратить. Все доходы поступили в бюджет благодаря высокой цене на нефть. И, по мнению инвесторов, это важнее, чем любая другая реформа. И результат здесь очевиден - ежегодный профицит бюджета.
Профицит бюджета сохраняется при достаточно большом объеме стерилизации денег через Стабилизационный фонд, рост внутренних кредитов продолжается. Конечно, темпы в этом году чуть медленнее, чем в прошлом, но это, возможно, из-за кризиса банковской системы в летние месяцы.
Общая ликвидность, если мы посчитаем реальную стоимость остатков на корреспондентских счетах банков и собственно депозитов, достигла своего прошлогоднего пика.
Это почти идеальная ситуация. Я уверяю вас, что власти других развивающихся рынков очень завидовали бы российским коллегам.
Следующий положительный фактор - решение правительства, о котором объявил министр финансов г-н Кудрин 3 ноября, - о том, что Стабилизационный фонд не будет использоваться для финансирования внутренних непроцентных расходов.
Я обратил внимание на выступление президента Путина на прошлой неделе на съезде РСПП. В выступлении была очень удачная, на мой взгляд, формулировка о том, что мы можем тратить столько денег, сколько зарабатываем. Если тратить эти деньги внутри страны, сразу будет сильная дестабилизация всей экономики. Главный подарок для будущих поколений заключается в том, чтобы тратить их на погашение внешнего долга и далее, после 2008 года, увеличить тот костяк Стабилизационного фонда, который создает страховку от будущих шоковых ситуаций на мировом нефтяном рынке. Идеальное сочетание решений.
Один из важнейших аспектов этого решения - поднимается точка отсечения, после которой выручка от нефтяных налогов начнет вливаться в Стабилизационный фонд. Теперь это 20 долларов за баррель, потом, по моему мнению, будет 20,5 доллара. Это освободит ресурсы начиная с 2006 года. Это, конечно, небольшие деньги для строительства портов, дорог и тем более - трубопроводов, которые больше всего нужны для поддержки экономического роста. Но с точки зрения макроэкономики главное здесь то, что эти деньги будут тратиться отдельно в бюджете.
- Какие отрицательные факторы мешают нам развиваться?
- Мне непонятно, как можно обуздать инфляцию и одновременно бороться за слабость рубля? Это очень сложный вопрос. Однако ответ на него очень прост: никак, поскольку это невозможно, надо просто выбрать. Я как типичный портфельный инвестор сделал бы выбор в пользу обуздания инфляции.
Конкуренция от дешевого импорта вследствие укрепления рубля в номинальном выражении ради обуздания инфляции - это дешевый импорт, оставляющий конкурентоспособность российских промышленных предприятий путем повышения не только производительности труда, но и капитала, может дать хороший темп экономического роста при таких условиях.
- Каковы должны быть приоритеты российской экономики?
- Приоритет нужно отдавать, на мой взгляд, инвестициям, а не потреблению. В период с 1999 по 2002 годы главным двигателем роста был рост потребления в результате девальвации рубля и рост импортозамещающих предприятий и, соответственно, создания рабочих мест, повышения зарплаты и т.д. - классический денежный мультипликатор и потребительский спрос. Но любой праздник рано или поздно кончается, и этот праздник закончился, когда больше не было загруженных мощностей, так что дальнейший экономический рост полостью зависит от инвестиций. Сегодня инвестиции догнали потребление. А ежемесячные данные Роскомстата показывают, что в последние два месяца потребление опять растет быстрее.
Увеличение трудовых ресурсов влияет на темпы экономического роста. Если трудовые ресурсы увеличиваются на 0,5 процента в год, это дает 1,8 процента экономического роста. Предполагается, темп роста производительности труда - это 5 процентов в год, которые предусматриваются денежной программой ЦБ. Если все это так, то, чтобы иметь рост ВВП в год 8 процентов, т.е. уровень, соответствующий пресловутой цели удвоения ВВП за десять лет, надо, чтобы рост инвестиций составлял почти 18 процентов в год. Это означало бы, что 40 процентов ВВП потрачено каждый год на инвестиции. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составлял только 18 процентов, а в этом году будет еще меньше.
- И как, на ваш взгляд, можно исправить этот перекос?
- Нужно вкладываться в инновационные проекты. Но с новыми технологиями дела обстоят не очень-то хорошо. Причины разные и их много, этот вопрос не из простых. Но главная причина, пожалуй, это отсутствие защиты интеллектуальной собственности - как в законодательстве, так и на практике.
По росту производства нефти у меня есть очень простой тезис. При всех красноречивых разговорах о диверсификации, ключ к продолжению экономического роста - это поддержка высоких темпов роста производства в нефтяном секторе, и об этом не надо стесняться говорить. Лично мне непонятны разговоры о "сырьевом придатке", как будто добыча нефти, газа и прочих природных ресурсов - это примитивное занятие, недостойное современной экономики. Это чепуха, потому что добыча природных ресурсов - это и есть high-tech, промышленные знания и огромные преимущества, которые необходимо поддерживать. В отличие от поддержки, есть только увеличение налогов, что с макроэкономической точки зрения оправдывается, но встает вопрос о том, возможны ли свежие инвестиции в развитие новых месторождений, например в Восточной Сибири, при таком режиме налогообложения. У экспертов на этот счет большие сомнения. Соответственно в правительственных кругах идет разговор о введении дифференцированной ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. Обещают решить этот вопрос уже в следующем году. Я считаю, что это важный момент.