На этот раз сенсаций на румынских выборах не случилось. Поначалу были опасения, что из-за низкой явки избирателей выборы могут быть признаны недействительными. Но к концу дня активность оживилась и в итоге проголосовали почти 60 процентов из 19 миллионов имеющих право голоса.
Предварительные прогнозы и по выборам в парламент, и по выборам президента оправдались чуть ли не с точностью до одного процента. Как и ожидалось, в парламентском марафоне вперед вырвались левые во главе с социалистами. По предварительным данным, они набирают порядка 40 процентов всех голосов. Этого хватает для победы, но может оказаться недостаточным для формирования правительства.
Основной противник социалистов - правая либерально-демократическая коалиция (Национально-либеральная партия и Демократическая партия) отстает от них на 5-6 процентов. В такой ситуации решающей может оказаться позиция "третьей силы" - националистической Партии "Великая Румыния" во главе с одиозным сенатором Корнелиу Тудором, которая получает от 12 до 14 процентов голосов. Партия Тудора, помимо прочего, выступает за "интеграцию" Молдавии в состав "Великой Румынии". Как ни парадоксально, но слово националистов может стать решающем при формировании нового румынского правительства.
На выборах президента, которые проходили одновременно с выборами нового состава парламента, тоже обошлось без сенсаций. Точно по прогнозам, вперед вырвался лидер социалистов - действующий премьер Адриан Нэстасе. В первом туре он набрал около 43 процентов голосов, опередив своего основного соперника - Базеску почти на 8 процентов. Теперь спор между двумя главными претендентами решится во втором туре выборов.
Евросоюз, который негласно с самого начала поддерживал социалистов, в том числе и обещанием принять в свои ряды эту бедную и отсталую страну с самой большой в Европе цыганской диаспорой, по итогам первого тура президентского голосования заявил, что готов работать с любым президентом, которого выберут румыны. А поэтому Румынии, по мнению наблюдателей, не грозит ни каштановая, ни любая другая революция.