Из его дальнейшей речи, в которой все же поминались и темпы, и приросты, и даже инфляция, стало ясно, что жить, как немцы в прошлом, 2003 году, мы будем ровно через четверть века - в 2028 году. Сравняется такой показатель, как паритет покупательной способности, то есть за свои доходы сможем приобрести такое же количество продуктов, ширпотреба, услуг и много еще чего. Французов, правда, догоним на три года раньше. Еще раньше - соответственно в 2020 и 2019 годах - мы станем производить валового внутреннего продукта (ВВПР) на душу населения столько же, сколько сейчас европейские лидеры. Некое несоответствие Кудрин объяснил тем, что у нас зарплаты традиционно ниже, на их выравнивание в основном и уйдет дополнительное время.
В то же время министр подчеркнул, что прирост зарплаты (белой, естественно) за последние годы был очень даже и неплохим: в 2000 году - 22 процента, в 2001 - 19 и так далее. В нынешнем году ожидается ее увеличение на 14 процентов. К сожалению, признал министр, на этом период высокого роста зарплат заканчивается. Реальный рост заработной платы, по его словам, в течение ближайших 10 лет составит 7,8 процента исходя из роста ВВП в 5-7 процентов. Однако он подчеркнул, что говорит о реальном росте, учитывающем инфляцию, сбивать которую он и его министерство будут с каждым годом - в следующем, например, собираются довести до 8,5 процента. Нынешний год, к сожалению, несколько подкачал. При запланированном 10-процентном росте инфляция перемахнула за 11 с половиной процентов. Из 13 групп "основных виновников" подорожания нашей жизни Кудрин выделил услуги ЖКХ, давшие 2 из 11 процентов, мясо - полтора процента (это в общем повышении, а так говядина только за 10 месяцев подорожала на 14 процентов), а также хлеб и бензин. Но если удорожание хлеба и бензина главный финансист связывает с мировыми тенденциями, то взлет цен на мясо назвал коллективным творением всего правительства, поддавшегося на уговоры аграриев и введшего суровые квоты на импорт зарубежного мяса.
Впрочем, перспективы следующего года Кудрин оценивает более оптимистично. Так, в 2005 году золотовалютные запасы страны (на 1 января планируется собрать 125 миллиардов долларов) превысят государственный внешний долг, который доведен до 115-117 миллиардов. Уже одно это, по мнению Кудрина, способно повлиять на поведение зарубежных инвесторов, все еще считающих вложения в Россию достаточно рискованным делом. Во-вторых, Стабилизационный фонд, растущий как на дрожжах, позволит расплачиваться с внешними долгами, что также привлечет немалые капиталы для развития российской экономики. Уже два наиболее крупных рейтинговых агентства присвоили России суверенный рейтинг, позволяющий размещать в ней "консервативные" деньги на длительные сроки, которые так необходимы реальному сектору экономики. Именно поэтому он считает, что в конце года резко сократится отток денег из России.
Говоря об этом, Кудрин искренне недоумевал, почему его коллеги в правительстве и многие депутаты Думы хотят "раздергать" Стабилизационный фонд, раздать его на различные конкретные проекты, поддержку заводов и даже на повышение зарплат.
- Неужели они не понимают, что, досрочно расплачиваясь с долгами, мы поднимаем инвестиционный рейтинг страны, а вслед за ним - и рейтинг отдельных предприятий, фирм, которые смогут получать кредиты на более выгодных условиях.
К тому же, министр считает, что государственная поддержка бизнеса неэффективна, что примеры с Японией и Кореей относятся к прошедшему времени и теперешняя глобализация заставляет даже их пересматривать свою политику взаимоотношений бизнеса и власти.
Более того, по мнению Кудрина, все эти вливания и поддержки не способствуют развитию конкуренции внутри страны и делают беспомощными наших производителей на международной арене.
Разговоры о выделении денег на какие-то частно-государственные проекты Кудрин не поддержал, по его мнению, государство если и должно в них участвовать, то не для поддержки бизнеса, а только в так называемых "публичных" проектах, то есть не очень прибыльных или совсем неприбыльных, но необходимых для функционирования государства - например, дороги, порты и аэродромы в той части, которая остается в ведении государства. Правда, он заметил, что завтра в Минэкономразвития поступит предписание премьера разработать порядок отбора таких проектов. Тогда разговор может пойти более предметно.