Судьбу судебной системы решат в Кремле

Кроме того, перед съездом отчитаются, как говорили встарь, о проделанной работе председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко, председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Валентин Кузнецов и генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев. Формально судьи обсудят свои рабочие вопросы. Но результаты обсуждения, без преувеличения, важны для всех граждан России, даже тех, кто ни разу не судился и не был судимым. Ведь от людей, которые соберутся в Кремле, зависит, станет ли Россия правовым государством.

По закону Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, который созывается раз в четыре года. Он вправе утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Может быть, эти документы и не интересны широкой публике но...

Но у этого съезда есть главная интрига: как сложатся взаимоотношения судейских с первой и де-факто главной в России властью? Станут ли частью единой вертикали власти или признают верховенство закона над волей властителей? Многие делегаты настроены на серьезный и решительный разговор. Потому что судьи не могут бегать на доклады к губернаторам. Иначе правовое государство - фикция.

Вопрос о том, какой быть судебной системе России, решится в самое ближайшее время. Недавно Совет Федерации одобрил поправки к Федеральному закону "О судебной системе РФ", согласно которым президент РФ должен сам назначать руководителя Судебного департамента при Верховном суде. Именно это ведомство отвечает за снабжение судов. Сейчас согласно закону главного завхоза Фемиды назначает председатель Верховного суда РФ с согласия Совета судей РФ. А в будущем предлагается, что глава Верховного суда будет всего лишь предлагать кандидата, мнение же Совета судей должно учитываться, но не более того.

По мнению сенаторов, такая структура повысит статус Судебного департамента и встроит это ведомство в вертикаль исполнительной власти. С такими доводами трудно не согласиться. Однако это благо или зло? Здесь мнения расходятся. Теоретически независимости судей ничего не угрожает, речь как бы идет всего лишь о "завхозах". Но ясно, что музыку заказывает тот, кто платит. Именно поэтому, скажем, несколько лет назад военные суды были сняты с баланса министерства обороны и перешли "под крышу" (в прямом и переносном смысле) Судебного департамента. Фактически сегодня ни один губернатор не может надавить на председателя регионального суда. Тот полностью независим: живет в квартире, купленной федеральным центром, получает зарплату из центра, все счета суда оплачивает центр.

Другой вопрос - как на самом деле складываются взаимоотношения судьи и губернатора. Но в любом случае российская Фемида далеко ушла от советских времен с его телефонным правом. Судьи далеко не всегда берут под козырек, получив "ценные указания" из каких-нибудь администраций.

Противники нововведений считают, что предложенные перемены повернут процесс вспять. Они предполагают, что судьи станут более чутко прислушиваться к просьбам, которые другие ветви власти передадут через "завхозов".

Например, председатель Омского областного суда Василий Пронников сказал на пресс-конференции перед отъездом в Москву: "В отношении законопроектов, представленных Советом Федерации, на съезде будут жаркие споры. Если судьи будут подчиняться чиновникам исполнительной власти, тогда судиться с ней (властью) будет бесполезно, а споров в гражданских судах много. До одной трети процессов идет против власти, и граждане выигрывают. Я глубоко сомневаюсь в объективности суда, который пытаются создать.

По моим наблюдениям, до сих пор ни глава правительства, ни президент по представленным законопроектам публично не высказывались, и, возможно, окончательное решение будет принято именно на съезде".

Можно предположить, что не менее горячие дискуссии вызовут и другие спорные вопросы, которые обсудит съезд. Ему предстоит высказать общее мнение о процедуре формирования Высшей квалификационной коллегии - именно том органе, который дает "добро" новым судьям на старте их профессиональной деятельности и оценивает служебные проступки людей в мантиях.

Люди в черном попадут под кодекс

В повестке съезда судей самые важные вопросы: принятие кодекса судейской этики, определение норм нагрузки на судей и создание ведомственной службы охраны. Кодекс судейской этики призван регламентировать правила поведения федеральных судей как на службе, так и вне. Сейчас эту роль выполняет Кодекс чести судьи РФ. Это не просто декларация: ею пользуются квалификационные коллегии судей, разбирая дело того или иного служителя Фемиды.

Возможно, Кодекс чести служил бы и дальше. Но согласно последней редакции Закона "О статусе судей в РФ" необходимо было принять новый документ. Однако, как заявляли авторы проекта, в его основу лег именно действующий кодекс чести.

Примечательно, что согласно документу судья не вправе комментировать в прессе дела, находящиеся в производстве суда, причем не только свои, но и другие. Он не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению действия своих коллег. Но должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие. То есть совсем не обязательно лишний раз выгонять прессу из зала суда.

Кроме этого, на съезде будет обсуждаться кадровая проблема. Как сообщила председатель Арбитражного суда Омской области Людмила Литвинцева, сейчас суды не могут обеспечить бесперебойное рассмотрение дел - не хватает судей. "Суды перегружены, отсюда волокита. На съезде должно быть принято решение, четко регламентирующее, сколько дел в месяц может рассмотреть один судья", - сказала Людмила Литвинцева. Другой больной для судей вопрос: охрана. Судейское сообщество давно настаивает, чтобы служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов перешла в подчинение Судебному департаменту. Теоретически охраной служителей Фемиды в случае необходимости должны заниматься МВД и ФСБ. Но в Судебном департаменте резонно полагают, что своя охрана ближе к телу. Поэтому если не получится с судебными приставами, то судьи будут настаивать на создании ведомственной службы охраны.

   прямая речь


Вячеслав Лебедев,
Председатель Верховного суда РФ

Разве правильно, если Верховный суд или суд любого уровня будет конфликтовать с президентом и правительством только для того, чтобы сказать: "Посмотрите, какой я независимый?". Это же абсурд. Нет, роль суда состоит в том, чтобы быть стабилизирующим фактором.

При этом надо обратить внимание - сколько решений у нас выносится в пользу граждан: обжалуют и указы президента, и постановления правительства, и нормативно-правовые акты министерств и ведомств, и законы субъектов Федерации. Приведу такой пример: в 2003 году было более полутора тысяч обращений по обжалованию решений исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. Треть мы удовлетворили.

В целях совершенствования кадровой работы по формированию корпуса судей ФСБ России и Судебный департамент в прошлом году подписали совместный приказ "О порядке исполнения запросов Судебного департамента при Верховном суде РФ и его органов", согласованный с председателем Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Аналогичный приказ подписан с МВД России. Накопленный годовой опыт действия приказа подтвердил своевременность и правильность принятого решения. Согласно оперативным данным, за совершение дисциплинарных проступков квалификационными коллегиями судей в 2003 году прекращены полномочия 68 судей и руководителей судов. В порядке наложения дисциплинарного взыскания предупреждены 224 судьи и руководителя судов. Генеральный прокурор РФ выходил с представлением о даче заключения о наличии в действиях семи судей признаков преступления, шесть обращений удовлетворено. Осуждено четыре судьи. Однако в этих случаях речь шла о других видах преступлений. Что же касается собственно коррупции, то о ней сегодня модно говорить, но нужны факты. Есть такие факты - обращайтесь к генеральному прокурору.