01.12.2004 03:05
    Поделиться

    Антимонопольщики и ЦБ взялись за банкиров

    Как сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, еще весной 2004 года антимонопольная служба взялась проверять, как обстоят в банках дела с выдачей потребительских кредитов. Изучив этот рынок, в ФАС пришли к выводу о том, что многие банки обманывают население, скрывая реальные процентные ставки по розничным кредитам (например, на покупку бытовой, компьютерной техники, мебели, автомобилей) за громкими рекламными акциями. Банкиры, в частности, привлекают клиентов тем, что оформить такие кредиты можно прямо в магазине в течение нескольких минут. Но многие десять раз подумали бы, если бы знали, что в действительности кредит обойдется им, чуть ли не вдвое дороже его объявленной стоимости. К примеру, клиент покупает мебель в кредит под 29 процентов годовых, не подозревая, что в действительности ему придется выложить за него все 49 процентов. Все очень просто: банк облагает ставкой всю стоимость товара, в том числе и первоначальный взнос, в то время как покупатель уверен, что платит только за ту часть суммы, которую взял взаймы. А если добавить к этому ежемесячную комиссию за обслуживание (около 2 процентов!), то "надбавка" к магазинной цене товара потянет и на все 70 процентов. Прямого мошенничества здесь нет - все эти цифры мелким шрифтом указаны в бланке договора. Расчет идет на спешку и юридическую неграмотность клиента.

    При ипотечных или автокредитах добавляются еще и комиссионные за конвертацию, страховку покупки или жизни клиента. Встречаются и другие уловки. Банки активно рекламируют всевозможные "бесплатные" кредиты или льготные периоды кредитования. Но при этом не сообщают, что при получении ссуды по ставке ниже 9 процентов годовых в валюте и три четверти ставки рефинансирования ЦБ в рублях придется заплатить дополнительный налог - 13 процентов с полученной материальной выгоды. Наряду с процентными платежами кредитные организации могут взимать с клиента комиссию за открытие счета, за расчетно-кассовое обслуживание, снятие наличных по кредитной карте, на которую перечислены заемные средства.

    Как выяснилось, в ряде случаев плата за кредит вместо 20 процентов годовых достигает 60 процентов.

    Если учесть, что каждый пятый россиянин при выборе схемы кредитования руководствуется размером ставки, то предоставлять кредиты населению с помощью громких рекламных акций, вводящих людей в заблуждение, становится для банков настоящим "золотым дном". Практически все они, по словам Кашеварова, начиная от региональных и заканчивая "дочками" иностранцев, используют скрытые комиссии или невидимые тарифы. А именно это нарушение квалифицируется антимонопольщиками как форма недобросовестной конкуренции.

    Между тем у ФАС пока мало прямых рычагов воздействия на нарушителей - предписания и штрафы, которые выставляют банкирам антимонопольные органы, те сплошь и рядом игнорируют. Теперь все будет по-другому.

    Нарушители антимонопольного законодательства попадут под двойной прицел - ФАСа и своего непосредственного контролера - Центробанка. С банками - нарушителями антимонопольного законодательства будут поступать сурово. Вначале, пояснил Андрей Кашеваров, ФАС направит нарушителю предписание: устранить нарушение. Если банкиры ослушаются, то в отношении их последуют карательные меры, но уже со стороны Банка России. Они, кстати, хорошо известны - запрет на осуществление отдельных банковских операций, к примеру, на куплю-продажу иностранной валюты, на открытие филиалов, требование о замене руководителей кредитной организации. И как самый крайний случай - отзыв лицензии. Вот потому и возлагают большие надежды антимонопольщики на сотрудничество с Центробанком - теперь никаких дополнительных напоминаний банкирам не потребуется.

    Отслеживать нарушения будут постоянные совместные комиссии, созданные ФАС и ЦБ на паритетных началах. Андрей Кашеваров отдельно уточнил, что совместные действия его ведомства с Банком России "не приведут к дестабилизации банковской системы и не повлияют на финансовое состояние кредитных организаций". "Речь в данном случае идет о том, чтобы выстроить здоровые взаимоотношения между кредиторами и заемщиками", - заключил он.

    Поделиться