01.12.2004 00:00
Поделиться

В Ульяновске судят исламистов из организации "Джамаат"

Следствие велось в полном взаимодействии всех правоохранительных структур – УВД, ФСБ и прокуратуры. По словам начальника УВД Ульяновской области Валерия Лукина, такой четкой и плотной совместной работы милиционеров и чекистов на его памяти еще не было.
Членам организованной преступной группы предъявлены обвинения в бандитизме, похищениях людей, незаконном ношении и хранении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершении действий, направленных на возбуждение межнациональной ненависти и религиозной вражды, разбоях, убийстве и других тяжких и особо тяжких преступлениях.

Обвинения предъявлены восьмерым членам банды, среди которых четверо – жители Ульяновской области, остальные – из Чувашии, Татарстана, Мордовии и Дагестана. Все они, за исключением директора фирмы, нигде не работали.

В саму религиозную организацию "Джамаат" входило более 30 человек, однако старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима отметил, что обвинение предъявлено только бандитам, остальные же члены религиозной организации, возможно, в чем-то и заблуждались, однако их право на свободу вероисповедания гарантировано Конституцией.

Впрочем, по словам Зимы, все началось именно с образования религиозной общины. Организатором местного отделения "Джамаата" ("Община"), как утверждает следствие, является 33-летний  Ахмад Абдулкаримов, получивший специальное мусульманское образование  в Пакистане и Египте. Он же, кстати, обвиняется как участник организации теракта в Каспийске.

Абдулкаримов был направлен в Ульяновск из Астрахани, где находится штаб-квартира поволжского подразделения "Джамаата", утверждают в прокуратуре. Из Астрахани велась координация действий целой сети подобных организаций. В Ульяновске он познакомился с состоятельным человеком – 32-летним генеральным директором ООО "Баярд" Валерием Ильмендеевым. А новообразованной организации требовались для развития финансы. Так что бизнесмен, близкий по религиозным взглядам, стал для Абдулкаримова полезной находкой.

По версии следствия, в задачу группы входило ведение до некоего часа "икс" технической и моральной подготовки религиозной группы, накопление сил, набор так называемых "истинных приверженцев веры". Затем, после поступления сигнала, приступить к дестабилизации обстановки в регионе посредством террора и диверсий, организовать тотальное неподчинение законам светского государства. Планируя джихад – священную войну против "неверных",   ваххабиты бредили идеей "великого халифата", в котором бы объединились Кавказ, территории южных регионов и Поволжья.

Денег для зарождающейся организации требовалось много, и, вероятно, поэтому Абдулкаримов не стал отказываться от предложения криминального авторитета Сергея Сандеркина. Именно Сандеркин, принявший ислам и сменивший имя на Абдуль Муджиб, и предложил бандитский способ добычи средств. Он же и возглавил деятельность банды "экспроприаторов". Ильмендеев же, по сути, стал его помощником, оставаясь при этом амиром – главой религиозной организации. Сандеркин собирал группировку из тех, кто обладал хорошей физической подготовкой, владел различными видами рукопашного боя, стрелковыми навыками. Один из них – Мельников – в свое время даже сумел совершить побег из следственного изолятора ФСБ в Мордовии.

По словам следователей, жены бандитов сами признавались, что после входа в "Джамаат" их мужья стали еще более агрессивными и жестокими. Один из новообращенных пришел в дом к своей матери и, не обращая внимания на ее слезы и мольбы, выбросил в окно все иконы.
За первый год существования банда совершила четыре крупных разбойных нападения, похитив три "КамАЗа" и один подъемный кран. Делалось это по отлаженной схеме: просили водителя помочь что-нибудь привезти и, отъехав в укромное место, избивали и связывали его. В хорошо законспирированных мастерских перебивали номера и затем по заранее установленным связям сбывали машины в других регионах. Водителя держали в заложниках до тех пор, пока машина не была продана. После этого его вывозили далеко в лес и отпускали.
В июле 2003 года бандиты установили взаимодействие  с сотрудником ДПС РОВД Цильнинского района Ульяновской области Львом Селендеевым. Это он предоставил им милицейскую форму, жезл, проблесковый милицейский маячок, ложные автомобильные номера. Договорились, что в дни его дежурства они будут стоять на его посту, а он, отъехав на несколько километров, будет проверять фуры и сообщать бандитам о содержимом машин. Две ночи такого дежурства были не очень удачными – мимо шла одна "мелочевка", а третьего дежурства уже не случилось – основная часть банды была арестована.

Так случилось, что разбойникам-ваххабитам помешали их "коллеги" по криминалу.

На банду вышли оперативники уголовного розыска УВД, которые расследовали совсем другое дело – убийство ульяновского криминального авторитета Константина Гайдукова, одного из главарей преступной группировки со странным названием "Сапля". По оперативным данным, ульяновские преступные группировки, уже давно поделившие зоны влияния, были очень недовольны появлением дерзкой банды "Джамаата" и лишь искали случая расправиться с ними. К тому же, как выяснилось, Гайдуков еще с детства враждовал с Сандеркиным. По данным прокуратуры, Гайдуков заказал убийство Сандеркина, но киллера не устроил маленький "гонорар", и он сдал заказчика жертве, получив от того гораздо большую сумму. Классика жанра…

Отсюда и вышли на банду. На "Джамаат" также вывели приятели и жены бандитов, которые во всем обвиняли ислам. После этого к расследованию подключилась ФСБ.

Брали их глубокой ночью. Бандитская база, находившаяся в лесном массиве Ульяновского района, куда и доехать-то непросто, была блокирована оперативниками уголовного розыска со всех сторон. Оцепление было настолько плотным, что деться бандитам было некуда. Неожиданное появление милиции произвело эффект разорвавшейся бомбы. Поначалу бандиты возмущались тем, что потревожили их покой, пока оперативники не обнаружили тщательно скрытый  подземный бункер, наподобие тех, что до сих пор находят  в Чечне. В тайнике хранился целый арсенал огнестрельного оружия и боеприпасов, а также кассеты с видеоматериалами, отснятыми чеченскими боевиками при нападении на Дагестан в 1999 году. На пленке были запечатлены кадры нападения бандитов на колонны федеральных войск, уничтожения вертолета в воздухе, издевательства над пленными  солдатами. "Увидев нашу находку, эти горластые  "правоборцы" растерялись, – рассказывает один из сотрудников уголовного розыска. – Нам стали предлагать очень большие деньги". Конкретная сумма не называется, однако говорят, что на нее можно спокойно и безбедно прожить не работая до конца своих дней.

В течение последующих месяцев в ходе совместных операций сотрудников ФСБ и уголовного розыска были взяты и остальные члены группировки. В северной части города Ульяновска правоохранительными органами был ликвидирован склад, где находились автоматы, гранаты, пистолеты, в том числе с  глушителем, боевые взрыватели, тротиловая шашка, бикфордов шнур, оптический прицел и прибор ночного видения.

В домах бандитов были найдены наручники, жезл сотрудника ГАИ, номерные знаки МВД, а также  милицейская форма.

Сам Абдулкаримов, почуяв надвигающуюся опасность, еще задолго до арестов покинул Ульяновск и затаился в Астрахани, где и был схвачен 10 июня 2003 года сотрудниками УВД и ФСБ как участник подготовки теракта в Каспийске. Зная звериную выдержку и изворотливость преступника, оперативники готовили операцию по захвату с особой тщательностью. И все равно Абдулкаримов, выставив окно, вырвался из дома, в котором скрывался, и, уже раненный в спину, сумел перемахнуть через несколько высоких заборов и скрыться в одном из дворов частного сектора. Там он и был обнаружен местными омоновцами благодаря содействию местных жителей. 

Для выяснения всех обстоятельств следователями отдела по особо важным делам прокуратуры Ульяновской области было опрошено около тысячи человек, проведено 40 различных экспертиз, в том числе комиссионная социально-психолого-лингвистическая, выполненная в Казани. Ученые из столицы Татарстана подтвердили экстремистскую направленность изъятой литературы.

Заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман Ульяновской области Ильгис Насыбуллин заявил, что ульяновские мечети к этой группе не могли быть причастны. Более того, когда члены "Джамаата" вышли на одну из мечетей с предложением о сотрудничестве, то получили жесткий отпор. 

– Ислам и экстремизм несовместимы, – сказал Насыбуллин. – Убить человека – равносильно убийству Вселенной. Мы их оцениваем как бандитов, как наемников. И к исламу они не имеют никакого отношения. Если они мусульмане, то должны пять раз в течение дня совершать намаз. Они должны обязательно приходить в мечеть. Но ни разу эти бандиты в наших мечетях не были.

В настоящее время все обвиняемые содержатся в СИЗО. Абдулкаримов этапирован в Дагестан, где его ждет приговор за участие в подготовке взрыва в Каспийске.

Участникам группировки предъявлены обвинения по многим статьям Уголовного кодекса, Сандеркину – по 17-ти. В том числе и по 282-й – разжигание межнациональной розни. В совокупности, если суд примет все доказательства прокуратуры, обвиняемым грозит лишение свободы вплоть до пожизненного.