Начало съезда задержалось, и более тысячи гостей и судей нетерпеливо ерзали в креслах, ожидая президиум. Против обыкновения, высоких гостей было немного. Но все они - желанные. Кроме президента, на сцену поднялись глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, глава Конституционного суда Валерий Зорькин, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, руководитель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, глава Совета судей Юрий Сидоренко и Генпрокурор Владимир Устинов. Лебедев не стал томить присутствующих, тем более что и Путин не стал садиться после исполнения Гимна в ожидании, пока ему предоставят слово. Как принято в гостях, президент начал с похвалы хозяина: "Граждане все чаще свои проблемы решают через суд", но "старая настороженность в обществе все еще бытует". Именно поэтому президент фактически объявил о начале третьего этапа судебной реформы. Напомним, что первый этап формально отсчитывают с 1991 года, когда была принята Концепция развития судебной системы. Второй (его еще называют козаковским) был начат в 2001 году. Вчера в преддверии 140-летия объявления судебной реформы Александром II Владимир Путин к судебной реформе вернулся вновь. Среди ключевых моментов, которые президент счел нужным особенно подчеркнуть, - наиболее полная реализация принципа независимости судебной власти. Тут Путин отвлекся от своих записей, поднял голову и заметил: "У меня много личных друзей, работающих и в правоохранительных органах, и адвокатами, и нотариусами, думаю, все они в душе согласятся, что суд, судебная система - это вершина правосудия". Так президент предварил объявление о грядущем повышении зарплаты сотрудникам третьей власти. Бурные аплодисменты, впрочем, не шли ни в какое сравнение с теми, которыми делегаты съезда наградили президента, когда он вернулся к этой теме вновь, уже закрывая первую часть мероприятия, уточнив размер: зарплата будет повышена в 2-3 раза, и еще на столько же - в самое ближайшее время.
Вчера президент РФ направил в Госдуму проект закона, который повысит единый для всех судей максимально допустимый возраст пребывания в должности до 70 лет.
Кроме того, для сохранения кадрового потенциала президент предложил увеличить предельный срок пребывания судей в должности до 70 лет (сейчас судьи носят мантии до 65). Правда, из дальнейшего выступления главы Конституционного суда стало ясно, что это предложение президента стало для них неожиданным сюрпризом. Валерий Зорькин даже зачем-то рассказал историю о том, как его 63-летние коллеги планируют доработать судьей годика два, а потом пойти в адвокаты. Еще одной важной мерой, с точки зрения Владимира Путина, является борьба за чистоту рядов и повышение уважения к судейскому корпусу. Он считает, что "факты взяточничества, бюрократизма подрывают не только доверие к суду, но и к государству". Поэтому президент предложил ввести поправки в Закон "О статусе судей" о более полном представлении сведений о доходах и имуществе людей в мантиях.
Перед съездом судьи настраивались на жаркие споры по поводу своей независимости, которую они могли потерять вместе с Судебным департаментом. "Гарантии независимости судьи вопрос старый, но злободневный", - сказал Вячеслав Лебедев. Однако вскоре выяснилось, что вопрос уже не злободневный. И Судебный департамент вроде бы сохраняет статус-кво. Поэтому главными темами стали те суды, которых нет: административные и ювенальные.
- Не принят закон об административных судах, нет федерального закона о внесудебных и досудебных разбирательствах, - сказал Вячеслав Лебедев. - Нужен кодекс об административном судопроизводстве.
Кстати, разговоры о том идут давно: через административные суды граждане смогут жаловаться на власть. Кроме того, Верховный и Арбитражный суды давно ратуют за то, чтобы появилась процедура досудебного и внесудебного урегулирования, то есть у сторон должны быть возможности договориться без суда. А власти должны иметь возможность исправить свою явную оплошность, минуя судебное разбирательство. Пока же, согласно нашим законам, бывают случаи, когда чиновники признают, что нарушили права граждан, но разводят руками: мол, не имеем права исправить, пожалуйте в суд, мы без его решения бессильны.
Много говорилось о том, что судебная система - стержень правового государства. Как сказал председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин: "Либо судебные решения выполняются, либо в ход идут танки и сносят законную власть". Однако даже честный судья порой может запутаться в постоянно меняющихся законах. По словам Вячеслава Лебедева, в Уголовный кодекс было внесено 35 изменений, принято 12 законов с поправками в Уголовно-процессуальный кодекс. Но рекордсменом, продолжил Лебедев, стал Трудовой кодекс: в нем появилось больше ста поправок, внесенных специальными законами.
Еще одно предложение Лебедева прозвучало сенсацией: упростить процедуру дознания и предварительного следствия по делам небольшой и средней тяжести. То есть глава Верховного суда, по сути, предложил разгрузить следователей и дознавателей от лишних бумаг. "Надо сократить время от преступления до приговора", - сказал Лебедев. Однако ускоренное следствие не означает скорого суда, и уж тем более - несправедливого приговора. Разбирательство должно быть состязательным, с обязательным разбором всех обстоятельств дела. Такие условия работы потребуют от судей профессионализма. И здесь очень уместен вопрос: а судьи кто? Раньше они были в основном бывшими прокурорами и милиционерами. Как сказал один из участников съезда, "они приходили к нам после того, как их испортит милицейская система".
Нынче картина меняется. По словам Лебедева, 48 процентов судей районных судов вышли из мировых судей, 13 процентов - бывшие прокуроры, 10 процентов набрали свой юридический стаж в милиции. Но 12 процентов - и это считают приметой времени - бывшие адвокаты. Средний возраст мировых судей - 39 лет, в областном суде 48 лет и в Верховном - 55 лет. При этом в районных судах существует 4 тысячи вакансий судей. Причины некомплекта - высокие нагрузки, а также небольшие зарплаты. В среднем мировой судья получает около 14 тысяч рублей, судья райсуда - 16 тысяч рублей и областного - 18 тысяч рублей. Но после того как президент объявил о повышении зарплаты, вполне возможно, что на работу в суды выстроится очередь.
Председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев предложил создать в судах систему внутренней безопасности, которая бы анализировала все неправосудные приговоры. Ведь даже не имея данных, брал судья взятку или нет, можно по косвенным признакам понять, насколько справедлив он был при вынесении приговора. И президент внимательно выслушал всех ораторов и некоторые выступления вызвали у него такой интерес, что он начинал обсуждать их прямо в президиуме. То с Дмитрием Медведевым, то с Вячеславом Лебедевым. Но по некоторым вопросам он все же решил выступить дополнительно. Судьи как всегда жаловались на СМИ и здесь Владимир Владимирович счел необходимым их заверить, что "никакой команды по дискредитации никто не давал". Он в очередной раз под одобрительный смех и аплодисменты напомнил судьям, что "как правило, все недовольны судом". В то же время он призвал судей еще раз - "не нужно закрываться, тогда у тех, кто будет давить на суд через СМИ, аргументов не будет". Впрочем, все это было только разминкой к основному подарку президента, под бурные аплодисменты он объявил, что Судебный департамент сохранится в составе судебной системы. Он также пояснил, что реформирование квалификационных коллегий "не должно нарушать принципа разделения властей" и посоветовал законодателю еще подумать. Впрочем, предложения президента: не снимут с судей обязанности тщательно следить за чистотой своих рядов самостоятельно. В ответ на призыв главы Верховного суда чаще привлекать спецслужбы к просмотру информации о кандидатах в судьи президент с доверительной ноткой заметил: "Я сам работал в спецслужбах и знаю, как там формируются информационные блоки, я доверяю спецслужбам, но вся эта информация должна быть основана на законе, а не на слухах". Именно поэтому Путин, припомнив старую историю о том, как "то ли он украл, то ли у него украли, словом, замешан в краже", порекомендовал обязательно доводить компрометирующую информацию до проверяемых и продолжать следить за чистотой рядов судейского корпуса "жестко, но прозрачно и демократическим способом".
Ответил президент и главе Конституционного суда Валерию Зорькину, который счел своим долгом известить присутствующих, что "наше государство зависит от олигархических группировок, которые используют его в корыстных интересах". "Отчасти это до сих пор так, - с нажимом произнес Путин, глядя в притихший зал, - мы боремся и должны будем бороться, сделаем все, что от нас зависит, вместе с судебной системой". Судя по переходящим в овацию аплодисментам, олигархам снисхождения от судей не дождаться.
предложение |
Яковлева ждут в Кремле
Выступая на Всероссийском съезде судей, президент РФ Владимир Путин сказал, что в начале следующего года заканчивает работу в Высшем арбитражном суде по возрасту Вениамин Яковлев. "Я предлагаю ему перейти на другую работу, поскольку специалисты такого класса не должны переквалифицироваться в садоводы-любители. Я предлагаю ему перейти на работу в Кремль в качестве советника президента по правовым вопросам", - сказал Путин.
Судя по всему, предложение президента оказалось неожиданностью для Яковлева. Он в этом признался сам и сказал, что подумает. "Если сейчас речь идет о продолжении формирования правового государства, то я как юрист с удовольствием принял бы в этом участие", - сказал он.