01.12.2004 03:00
    Поделиться

    В Москве объявили войну трансгенам

    Итоги периодических проверок детского питания и мясных изделий, проводимых в различных торговых точках Москвы заставляют глубоко задуматься: а что же мы едим? Порой в проверяемых товарах от 70 до 80 процентов массы  приходится на генномодифицированною сою (Roundup Ready) и лишь остальное - натуральный продукт. 

     Даже пища, предназначенная для грудных детей, экспортируемая в Россию весьма именитыми западными компаниями, как показали исследования, содержит недопустимо высокое содержание модифицированной сои, которая заменяет натуральный молочный белок.

    Между тем в Западной Европе категорически запрещено использовать в пище, предназначенной для детей в возрасте до четырех лет, любые генномодифицированные добавки. Там в свое время возникла целая индустрия по производству генетически модифицированных пищевых продуктов, но остроту опасности распознали вовремя и за подобного рода добавками установили очень строгий контроль. В настоящее время Европарламент разрабатывает новые, еще более жесткие правила, которые гарантируют людям биологическую и экологическую безопасность. Научная оценка рисков, связанных с генетической модификацией продуктов, проводится Европейским управлением продовольственной безопасности.

    Нельзя сказать, что наше государство сквозь пальцы смотрит на проблему биологической безопасности. Постановление главного государственного санитарного врача РФ №18 от 31 мая 2002 года прямо обязывает производителей ставить  маркировку о количестве генномодифицированных добавок. Еще в 1996 году принят Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности". Стоит привести лишь одну цитату из него: "…генно-инженерная деятельность должна быть основана на принципах безопасности граждан, общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности, сертификации продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности". То есть, сокрытие от  населения информации о модифицированных продуктах и их характеристиках является прямым нарушением закона. Но вопрос в том, понес ли кто хоть раз реальное наказание за такие нарушения ?

    На самом деле небрежное отношение ко всему, что связано с генной инженерией, чревато непредсказуемыми последствиями. Дело в том, что создание сельскохозяйственной и пищевой продукции нового вида идет на уровне вмешательства в ДНК. Например, для получения новых свойств растения в его геном внедряют фрагменты ДНК бактерии, насекомого или животного. При потреблении человеком подобных генетических мутантов, говорят ученые,  в его организме вполне могут произойти изменения на уровне ДНК, что может быть чревато сильнейшими аллергическими реакциями, а то и потерей иммунитета, появлением генетических носителей неизлечимых заболеваний... 

    Угрозы, которые может породить бесконтрольная генная инженерия, красноречиво выделены в "Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Документ государственной важности  утвержден президентом РФ 4 декабря 2003 года. Совсем недавно, 26 июля 2004 года, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко ввел в действие методические указания: "Порядок и организация контроля за пищевой продукцией, полученной из/или с использованием сырья растительного происхождения, имеющего генетически модифицированные аналоги". В этом документе вполне четко указано, что и как надо делать, чтобы на прилавки торговых точек не попадал бесконтрольный вал небезопасной для человека продукции.

    Эксперты в области экологической безопасности считают, что  научные исследования генетически модифицированной продукции и ее влияния на человеческий организм необходимо перевести из коммерческих структур  в ведение государственных органов. Ведь коммерческие структуры финансируются, как правило, теми самыми производителями, в том числе западными, такой продукции. Переориентация позволила бы, полагают они, создать действенный, научно-обоснованный, общегосударственный социально-гигиенический мониторинг по данной проблеме.

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, возглавляемая Сергеем Данквертом, издала немало собственных ветеринарно-санитарных требований при импорте в страну продовольственного сырья и кормов, содержащих генетически измененные компоненты. Но ведь далеко не в каждом регионе организованы специальные лабораторные службы, способные выявлять и исследовать проблемную с точки зрения генетики продукцию. Российская таможня тоже как бы не стоит в стороне и строго следит за всем, что везут на наш стол. Есть даже приказ ГТК РФ № 214 от 20 марта 2000 г., где намечено развитие системы экспертных учреждений таможенной службы по исследованию генетически модифицированной продукции. Но на прилавках без труда найдешь привозные продовольственные товары, качество и состав которых не подтверждены соответствующими документами.

    Вряд ли кто будет спорить, что биологическая безопасность является одной из приоритетных задач всех органов  государственной власти. Нормативная база по этому направлению, казалось бы, практически сформирована и надо лишь не стесняться порой и власть употребить. Если не изменить ситуацию в корне, мы рискуем   стать свалкой генетически модифицированного мусора, от которого цивилизованный мир давно уже отворачивается.

    На сайте публикуется полная версия статьи.

    Поделиться