- Аднан Дагуевич, за годы войны университет был практически разрушен. Сегодня вуз оживает: на одиннадцати факультетах учатся около 13 тысяч студентов. Что значит восстановление ЧГУ для республики?
- Когда университет окончательно поднимется, да еще на современной материальной базе, за ним потянется не только образовательная система, но и экономика, социальная и культурная жизнь. Четыре года назад мы начали практически с нуля. А сегодня завершился ремонт в нескольких корпусах, где уже учатся студенты. Построена "анатомичка" для медицинского факультета, открыты 10 компьютерных классов. По нашим подсчетам, через 3-4 года у нас будет уже 20 тысяч студентов и тысячи четыре высококвалифицированных преподавателей.
- Когда университет открылся после войны, в республике было еще очень тревожно. Родители провожали и встречали детей у дверей вуза. Сейчас безопасно?
- Действительно, еще недавно это была серьезная проблема. Случались и непорядки на блокпостах, через которые проезжали на учебу студенты, и постреливали в окрестностях университета. Сейчас все спокойно.
- А что сегодня волнует в первую очередь?
- Несмотря на то что университет еще продолжает восстанавливаться, реформа образования касается и нас. Согласно новой концепции образования, часть региональных вузов может быть передана в муниципальное управление. Если подобное случится, то для Чечни это будет удар по высшему образованию. Дело в том, что муниципальное финансирование нестабильно, особенно у нас. Пока вуз на федеральном бюджете - а это 106 миллионов рублей в год, - мы растем. Не хотелось бы резких изменений. У нас достаточно хорошо обстоят дела и с учебной литературой, и с компьютерами, с учебным оборудованием. А вот строимся медленно. Не хватает помещений.
- Какие специальности особенно популярны у чеченской молодежи?
- Средний конкурс у нас в этом году был 2,5 человека на место. Лидеры по количеству поданных заявлений - экономика, юриспруденция, собственно, как и по всей России. Но вот что стало сюрпризом: примерно на одном уровне с управленческими факультетами стоит медицинский факультет, а именно специальность "лечебное дело". Наверное, это наша региональная специфика.
- Во время одной из встреч с ректором МГУ им. Ломоносова Виктором Садовничим вы договорились, что российские вузы будут принимать чеченских студентов на стажировку. Это уже есть?
- Пока, к сожалению, подобной широкой практики нет. В российские вузы мы направляем студентов по индивидуальным программам. Группа студентов французского отделения факультета иностранных языков на два года отправилась в Сорбонну. Ежегодно по 5-7 студентов едут в Германию по программе студенческих обменов. Совместно с вузами Дании реализуются два проекта по биологии и журналистике. Есть у нас отделение кафедры ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, памятников культуры и градостроительства. А совсем недавно на базе ЧГУ открылся филиал Российского нового университета.
- Куда идут ваши выпускники? Остаются в республике или уезжают?
- В основном остаются. Но с трудоустройством в Чечне сложно. У нас пока не хватает рабочих мест. Поэтому особо талантливых выпускников мы берем к себе в университет. В этом году несколько ребят устроились в правительство Чеченской Республики. В прошлом - 20 специалистов приняли на работу в Госсовет. Наша цель сегодня - создать университетский округ с научно-исследовательскими институтами, специализированными школами, гимназиями, детскими садами, спортивными центрами. Тогда и работать будет где.
- Преподавателей хватает? Ведь во время военных действий многие уехали из республики.
- А теперь возвращаются. Уже процентов 80 наших прежних преподавателей снова читают лекции. За последний год защищено пять докторских и более десяти кандидатских диссертаций. Да и остальные готовы вернуться.
- А как дела с вузовской наукой? Доходят до нее руки?
- Несмотря ни на что, наука развивается. Ежегодно мы проводим научные конференции по проблемам экологии, экономики. С 2000 по 2004 год преподаватели и сотрудники ЧГУ издали 6 монографий, более 20 учебных пособий. В аспирантуре сегодня учатся около 80 человек.
- Аднан Дагуевич, ваш вуз уважаем не только в Чечне, но и в соседних областях. Приезжают к вам оттуда абитуриенты?
- Сейчас 95 процентов студентов - жители Чечни. Но вот на заочном отделении учатся и ребята из соседних регионов. Каждое утро около сотни автобусов привозят студентов из ближних и дальних сел, а вечером, после учебы, развозят по домам. Дело в том, что пока у нас еще не хватает общежитий.
- Сколько медалистов этим летом смогли поступить в ЧГУ?
- В этом году на первый курс очного отделения мы приняли 1300 человек. Около ста из них - медалисты. Льготы у нас такие же, как и во всех российских вузах. Слышал, их предлагают отменить. Я думаю, что на чеченских вузах это существенно не скажется.
- Что вы думаете о Едином госэкзамене? Чечня не собирается подключаться к эксперименту?
- Республика на несколько лет выпадала из системы образования. Во многих школах нет информатики, слабо преподаются иностранные языки, как выяснилось, с математикой не все в порядке. Пока для нас ЕГЭ - преждевременный шаг. В самой идее ничего плохого нет. Но мне кажется, "пятерка" на экзамене по результатам теста - это одно, а умение человека думать - совсем другое. Талант в ЕГЭ не раскроешь.
Прежде чем вступать в эксперимент, нам надо наладить систему образования в целом. У нас, например, до сих пор нет интернет-центра, которым бы могли пользоваться все. Сейчас разрабатываем совместный проект с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. В следующем году планируем открыть интернет-центр на 200-300 рабочих мест. Это был бы большой прорыв.