02.12.2004 01:00
Поделиться

Владимир Хотиненко: Я отвечаю за профессию

- "Зацепились" языками и проговорили часа три, - вспоминает В. Хотиненко. - А потом Михалков посоветовал приехать в Москву. "Только захвати, что у тебя там написано или нарисовано". Так я и сделал. За плечами уже были армия и Свердловский архитектурный институт. А ведь мог и не пойти...

До своего "большого" кино Хотиненко поработал художником на Свердловской киностудии, потом - ассистентом на фильмах Михалкова "Пять вечеров" и "Родня", окончил Высшие режиссерские курсы. А потом были "Зеркало для героя", "Рой", "Макаров", "Мусульманин". Фильмы, определившие лицо российского кинематографа в эпоху безвременья. Жесткие и рационально выстроенные, в них все равно торжествовало чувство.

После сериала "По ту сторону волков" Хотиненко снял "72 метра" - военную драму о подводниках. С популярными актерами - Маковецким, Гармашом, Галкиным, Краско. Именно этому фильму выпала честь открыть XI Минский международный кинофестиваль "Лiстапад". А сам Владимир Хотиненко - был гостем фестиваля. Именно там и состоялась наша беседа.

- Владимир Иванович, все знают о ваших дружеских отношениях с Никитой Михалковым. Он вас привел в кино. А что вы думаете по поводу недавнего российского съезда кинематографистов, получившего громкий резонанс в связи со скандальными выборами председателя союза?

- Все это, в общем-то, весьма печально. Неприятно видеть, как наши мэтры, ветераны кино выясняют отношения друг с другом. Если говорить о Михалкове - если не Михалков, то кто? Никита Сергеевич реально сегодня что-то делает для российского кино. Альтернативы на сегодняшний день ему нет. Конечно, съезд обнажил многие проблемы нашего творческого союза. Вполне возможно, надо находить какую-то новую форму его существования. Симптоматично, что на съезде не было молодых кинематографистов, тех, кто реально делает российское кино. Однако там были три моих ученика... Не знаю, правда, как их туда занесло. Сам я на съезде не присутствовал.

- Одной из главных характеристик современного российского кинопроцесса является словосочетание "время дебютов". Вы согласны?

- Да, наверное.

- А как бы вы объяснили шквал успешных и профессиональных дебютных работ?

- Рано или поздно это должно было произойти. Сколько же можно ждать?

- А вам самому нравится, например, "Возвращение" Звягинцева?

- "Возвращение" - добросовестная школярская работа. Старательная, вымученная, но школярская. Там есть всего лишь один эпизод - когда лодка с детьми и их мертвым отцом возвращается и ударяется о подводные камни. Этот эпизод позволяет говорить о некотором уровне режиссуры.

- Чем же объяснить триумф фильма?

- Нет, наверное, это просто стечение обстоятельств, когда человек, не имеющий ни специального режиссерского образования, ни представления о правилах режиссерского ремесла, получает "Золотого льва" в Венеции. Но, безусловно, Звягинцев талантлив.

- Во ВГИКе очень продуктивно работает мастерская "Хотиненко - Фенченко". В чем секрет вашего педагогического метода?

- Я вам расскажу одну байку, ее приписывают режиссеру Борису Барнету. Как-то он набрал режиссерский курс во ВГИКе. Начались занятия. Прошло одно, второе, третье. И вдруг Барнет пропал, перестал ходить на занятия. Студенты пожаловались в деканат. Из деканата позвонили Барнету: "Борис Васильевич, почему вы не приходите на занятия?" - "А вы знаете, все, что я знал, я им уже рассказал..." История, очень похожая на правду. Я над этим вопросом тоже долго думал, когда мне предложили преподавать. Ну расскажу я им о своем видении профессии, о своих любимых фильмах, о правилах монтажа, а дальше что? Поэтому мы с Фенченко пошли на революционный и новаторский шаг в традиции вгиковской педагогики - сразу с первого курса разрешили студентам снимать, чтобы видеть их в реальной работе. Раньше во ВГИКе запрещали брать камеру в руки до третьего курса. Вдобавок сами основы режиссуры мы преподаем на основе театральных этюдов. Они ставят у меня в мастерской такие мини-спектакли. Ведь что такое режиссура? Это умение так донести свои тонкие душевные эмоции через актеров, так поставить камеру и свет, так их зафиксировать, чтобы это стало понятно и близко другим людям. В этом заключается суть нашей профессии. Я не отвечаю за талант. Талант может быть, а может и не быть. Я отвечаю за профессию, чтобы человек мог реально устроиться на работу, чтобы у него в руках было ремесло, которым он мог бы прокормиться и заработать на кусок хлеба. Практически все мои студенты на сегодняшний день трудоустроены и работают очень активно.

- Вы жесткий педагог?

- Нет, я стараюсь на учеников не давить. Могу что-то продемонстрировать, а захотят - сами возьмут. В любом случае убеждать их я не стану.

- Вы как-то говорили, что режиссер в профессии не должен быть снобом. Вот, например, хвалили сериал "Дальнобойщики" как профессиональную работу...

- Да, исходя из тех средств, которые на него были потрачены, - это профессиональная работа. В "Дальнобойщиках" замысел адекватен режиссерскому воплощению. Потому можно говорить, что режиссерскую задачу режиссер выполнил.

- А как вы оцениваете ситуацию с кино в соседних странах: в Беларуси, на Украине, в Прибалтике?

- Безусловно, с развалом СССР рухнуло и кино. Россия выжила, потому что Россия большая. Мы поскребли по сусекам и худо-бедно сохранили кинематограф. Бывшим союзным республикам, в том числе и Беларуси, было намного сложнее. Там и так каждая копейка была на счету. Тем не менее, в любое время я навскидку мог назвать десяток белорусских режиссеров, которые мне были интересны: Рубинчик, Добролюбов, Пташук, Туров, Рыбарев... В Беларуси есть своя кинематографическая школа. Пожалуй, последняя работа, которая произвела на меня впечатление, это "В августе 44-го..." Михаила Пташука.

- Владимир Иванович, чем, на ваш взгляд, только что завершившийся минский "Лiстапад" отличается от других фестивалей?

- Здесь своя особая дружелюбная атмосфера. Может, он не такой респектабельный, как Каннский, зато очень искренний.