В новый год со старыми долгами

 

И лишь челябинцы уверенно заявили, что помимо 20-процентного роста с 1 января 2005 года у них запланировано еще 10-процентное повышение МРОТ осенью будущего года. То есть их планы полностью совпадают с правительственными. Остальные регионы обещаний не давали, ссылаясь на дефициты бюджетов и другие проблемы, но и отмести такую возможность тоже не решились. Как говорится, "будем смотреть по ситуации". Зато заверили, что вместе с увеличением МРОТ до 720 рублей у них сохранятся собственные региональные надбавки, а также действующая тарифная сетка.

Такая неоднозначность вице-премьера явно не устраивала. "Мы не можем желательными темпами повышать зарплату, пока не погашены долги", - подчеркнул Жуков. Поэтому "задолженности по зарплате в бюджетной сфере быть не должно вообще". Тенденции последних лет позволили вице-премьеру отметить, что правительство на этом поприще смогло достигнуть серьезных успехов.

Однако данные статистики за текущий год говорят, что не все так гладко. По состоянию на 1 ноября задолженность по заработной плате бюджетникам составила 1,3 миллиарда рублей, что на 94,7 процента больше, чем в начале года. Причем эта сумма приходится всего на десять регионов страны - у остальных совесть перед гражданами и правительством чиста. Только этот факт мешает регионам четко подстраиваться под планы кабинета министров. Деньги приходится направлять на погашение долгов, а не на повышение зарплат. В этот же ряд встает оговоренная выше проблема дефицита бюджетов многих субъектов. При этом еще 17 миллиардов рублей долга до сих пор висят во внебюджетном секторе.

Главными источниками задолженности являются не региональные и федеральные власти, а вполне конкретные предприятия. Основная часть задолженности по зарплате приходится на предприятия-банкроты, оборонный комплекс и сельское хозяйство. По крайней мере эти трое "виноватых" чаще всего назывались в докладах представителей регионов. И если с "оборонкой" и селом все понятно (у первых мало государственных заказов, а второму помешал неурожайный год), то как выбить зарплаты с банкротов - сплошная головная боль. К примеру, минздравсоцразвития вовсю работает над совершенствованием законодательства в части усиления уголовной ответственности за невыплату зарплаты в срок. Причем это касается и арбитражных управляющих, которые, как жаловались региональщики, хоть и должны по закону в первую очередь гасить задолженности по зарплате, частенько об этом забывают.

Новгородский губернатор Михаил Прусак предложил либеральное решение проблемы. По его словам, в отдельных случаях можно принимать решения о налоговой амнистии юридических лиц и сводить баланс предприятий, находящихся на грани банкротства, к нулю за счет инвестиций и кредитов. Это с большей долей вероятности позволит вернуть долги по зарплате, чем принудительное закрытие предприятия. Он же в конце своей речи четко и внятно рапортовал вице-премьеру о том, что "работы по снижению зарплаты будем продолжать". Видимо, все-таки новгородский губернатор имел в виду снижение задолженности.

В регионах вспомнили и о надвигающихся новогодних праздниках, которые с подачи Государственной Думы могут продлиться дольше обычного. По мнению некоторых представителей субъектов, имеет смысл выплатить январские зарплаты еще в конце этого года. Но не во всех региональных бюджетах на это есть средства, поэтому требуется помощь госказны. Замминистра финансов Татьяна Голикова подчеркнула, что уже намечена дополнительная финансовая помощь в размере 6 миллиардов рублей. Но эти средства достанутся только тем, кто уже погасил задолженность перед бюджетниками.

На оставшийся месяц вице-премьер Жуков дал регионам четкую установку - полностью погасить долги перед бюджетниками. Но, скорее всего, окончательно федеральные и региональные власти избавятся от бремени долгов только в следующем году.