02.12.2004 02:00
    Поделиться

    Правительство закрыло программу по толерантности

    - Леонид Аронович, чем лично вы занимались в этом редакционном совете?

    - У меня в рамках этой программы была собственная епархия, может быть, самая действенная из всего того, что делается в этом плане. При Союзе писателей Москвы существует творческая программа "Золотое перо", в которой участвуют лучшие писатели России: Искандер, Васильев, Войнович, Шмелев, Приставкин... Они пишут короткие эссе, размышления, и мы рассылаем это в пятьсот с лишним региональных газет. "Золотое перо" - это наши мысли о жизни, о том, что нас больше всего волнует: политика, экономика, нравственность. Пишем о нравственной толерантности, защищаем право людей жить, как они хотят, и быть такими, какими их создал бог, потому что попытка подогнать всех под один ранжир, как известно, вещь бессмысленная и нереалистичная.

    - На ваш взгляд, за четыре года работы программы общество как-то изменилось?

    - Если посмотреть из последнего времени... Ну, например, Корчагину все-таки дали же год условно. Это человек, который публиковал "Майн кампф" и другие фашистские издания. Человек, который люто ненавидит не только мусульман, иудеев, но и христиан. Правда, его тут же амнистировали даже и от условного срока ввиду истечения срока давности. Но обвинительный приговор есть обвинительный приговор. Вообще трудно говорить сейчас, стала ли Россия толерантнее. Но могу точно сказать, что без этой программы по толерантности нам бы сейчас жилось гораздо хуже.

    - Но, может быть, общество могло бы что-то сделать самостоятельно, без огромных затрат на правительственную программу?

    - Понимаете, у нас общество невероятно слабо сегодня. Например, во всех развитых странах люди знают: чем больше в стране богатых людей, тем богаче страна, тем лучше живут бедные, а то и вовсе, исчезают. Например, в Австрии, Швеции просто нет бедных.

    И пока страна наша будет бедной, мы не сможем избавиться от бедности народа. А что сегодня у нас происходит? Травля предпринимательства абсолютно по всем направлениям. Вот вам пример воинствующей антитолерантности.

    - Насколько я знаю, в рамках этой программы должны были появиться книги, куклы разных рас. Вы видели хоть в одном магазине, скажем, куклу-африканку?

    - По куклам я не специалист. Но я вижу, например, что на центральном телевидении появились ведущие - девочка-чеченка, темнокожий молодой человек, люди с мусульманскими именами.

    - Но их появление наверняка состоялось совсем не в рамках программы, они "сами по себе" появились...

    - Видите ли, эта программа осуществлялась для того, чтобы оказывать на общество нравственное влияние. Не более того. Например, наше "Золотое перо" ведь не может остановить гонения на месхитинцев? Но несколько газет в Краснодарском крае перепечатывали наши статьи, и это им придало уверенности в борьбе за права этих мусульманских меньшинств. Так что косвенное влияние эта программа, безусловно, оказывает.

    Поделиться