Президент РФ В. Путин направил Председателю Совета Федерации С. Миронову и Председателю Государственной Думы Б. Грызлову письма следующего содержания:
"В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 ноября 2004 г., одобренный Советом Федерации 24 ноября 2004 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В Федеральном законе содержатся положения, направленные на уточнение порядка формирования Совета Федерации и отдельных элементов статуса членов Совета Федерации, часть из которых представляются обоснованными. Вместе с тем некоторые положения Федерального закона вызывают сомнение с точки зрения их соответствия основным принципам формирования Совета Федерации. В частности, не может быть поддержано предлагаемое дополнение статей 2 и 4 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" положениями, согласно которым в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации решение о назначении нового члена Совета Федерации может не приниматься, если в результате избрания (назначения) член Совета Федерации не может быть избран (назначен) на срок более трех месяцев до окончания срока, на который были избраны соответственно однопалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего созыва либо высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу данных положений субъект Российской Федерации, по существу, лишается на некоторый, произвольно определенный срок представителя от соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что недопустимо.
Из Федерального закона вытекает, что полномочия члена Совета Федерации впредь подлежат досрочному прекращению лишь по тем же основаниям, по которым в обязательном порядке должны досрочно прекращаться как полномочия члена Совета Федерации, так и полномочия депутата Государственной Думы. К ним относятся такие установленные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" случаи, как подача членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы письменного заявления о сложении своих полномочий; избрание или назначение члена Совета Федерации либо депутата Государственной Думы на государственную должность или муниципальную должность, утрата членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации и ряд других. При этом решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации по соответствующим основаниям оформляется постановлением Совета Федерации. Тем самым будет исключено какое-либо участие в процедуре досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации того органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителем от которого является соответствующий член Совета Федерации.
Данный подход вызывает сомнение, поскольку порядок наделения полномочиями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы различен, что обусловливает и наличие объективных оснований для законодательного установления определенных особенностей процедуры прекращения полномочий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Учитывая изложенное, предлагаю в рамках согласительных процедур с участием представителей Совета Федерации и Государственной Думы определить оптимальный механизм прекращения полномочий членов Совета Федерации".