- Главная цель парламентских слушаний - это построение новой модели обеспечения сохранности культурного наследия, - рассказал Плескачевский корреспонденту "РГ". - Нам необходимо уйти от совдеповского культурологического подхода, когда велось много разговоров о важности памятников, но не было инструментов для их защиты.
Основой модели, по мнению главы комитета, станет шкала ценности, очень близкая к имеющейся во многих странах Европы, где памятники по культурному значению делятся на 5-6 уровней. Как это будет выглядеть в России, депутаты пока представляют лишь вчерне. Возможно, что те же 5 уровней, которые разобьют как минимум надвое памятники федерального значения, надвое - муниципальные памятники и т. д. Но самое главное состоит в том, что каждый из этих уровней должен иметь свой пакет ограничений и обременений. Например, в каком-то здании сутью памятника является камин или лестница. Его нельзя ни убрать, ни перестроить. А вот экскурсантов, скажем, допускать к нему совсем не обязательно, зато специалистов-историков - необходимо по первой же просьбе. Все это должно быть самым подробнейшим образом описано в паспорте. Этот документ с заполненными конкретными, понятными графами, а не какая-то охранная филькина грамота, в итоге станет неотъемлемой частью каждого памятника. За любое нарушение содержащихся в нем требований спросит госинспекция по охране памятников, которая по новому законодательству получит силу прокуратуры.
Намерение создать шкалу ценности памятников поддерживает и директор Института искусствознания Алексей Комеч. Но, в свою очередь, подозревает, что федеральные власти сделают все, чтобы "отбить" ее принятие. Такое опасение он вынес с того самого заседания правительства РФ, где глава минэкономразвития Герман Греф, узнав, как много требуется средств для содержания памятников, предложил поступить просто - исключить "неподъемные" из списка охраняемых законом объектов. Комеч убежден, что за всем этим скрыта большая игра, которая может привести к безответственности за судьбу памятников.
Можно ли защитить культурное наследие, не касаясь вопроса о собственности? В том, что правила использования памятников должны быть одинаково незыблемыми для всех владельцев, будь то государство, город или частное лицо, не спорит никто. Ни губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, первой поднявшая минувшим летом вопрос о необходимости ускорения приватизации памятников, так как понимает, что иначе многие дворцы на берегах Невы просто не доживут до следующего юбилея города. Ни Юрий Лужков, не с чужих слов знающий, что и в более тугом московском кошельке денег на содержание всех памятников тоже не хватает. Ни Алексей Комеч, позиция которого проста: памятники, находящиеся в плохом состоянии, надо продавать за любые, самые малые деньги, лишь бы не погибли. Но отношение к спорной ситуации между Москвой и центром, принявшей хронический характер, при этом в корне противоположное. Плескачевский говорит:
- Не хочу ввязываться в этот спор о собственности на памятники по двум причинам. Во-первых, потому что считаю вопрос решенным в знаменитом постановлении ВС 30-20-1. Причем не двояко, как бывает иногда в законах, а вполне однозначно. Памятники федерального значения принадлежат федеральному уровню власти, памятники местного значения - субъектам или муниципалитетам. Москва считает иначе, это ее право. Пользуясь им, она обратилась с запросом в КС. Вот пусть суд и решает, не буду оказывать на него давление.
Впрочем, если Конституционный суд вдруг пересмотрит существующий порядок в пользу Москвы, не скрывает опасения Плескачевский, то это, считает он, приведет к еще большему хаосу. "Это может стать поводом для захвата практически любого памятника, до сих пор не зарегистрированного, - говорит он. - Кто окажется шустрее, тот и будет собственником". Поэтому глава комитета идет на слушания с твердым намерением лишь заняться выработкой норм пользования культурным наследием. Руководитель Департамента имущества города Москвы Владимир Силкин в корне не согласен с таким подходом. "Думать о завтрашнем дне и сочинять правила игры для будущих владельцев памятников - делить их на категории, определять порядок доступа, обмерять здания и их территорию - сейчас, пока не началась приватизация, наверное, важно, - сказал он корреспонденту "РГ". - Но нельзя думать лишь о том, как завтра распродавать памятники, чтобы переложить бремя заботы о них на частных собственников. Важно сохранить их сегодня. Иначе к моменту приватизации продавать будет нечего: останутся одни руины". О том, что у государства денег на поддержание памятников нет, известно всем. Вся федеральная программа 2004 года на эти цели стоит 450 миллионов рублей, на которые можно построить лишь типовую панельную шестнадцатиэтажку на два подъезда. А для того чтобы сохранить 90 тысяч федеральных памятников, требуется 60-80 миллиардов рублей.
"У Москвы деньги есть, - продолжает Владимир Силкин. - И она их никогда не жалела на поддержание, возрождение и сохранение в том числе и памятников федерального значения. Но с 1 января 2005 года город не сможет потратить на "чужие" памятники уже ни копейки. Поэтому проблему их сохранения невозможно решить, не ответив на вопрос: кто же собственник?"
Возвращаясь к пакету законопроектов, разрабатываемых в Госдуме, Силкин обращает внимание на то, что памятники первым делом нужно хотя бы сосчитать. Оказывается, в России до сих пор нет реестра объектов культурного наследия, и даже специалисты в области охраны расходятся в цифрах. Одни говорят о 85 тысячах памятников, другие - о 90 тысячах... В общем, судя по всему, разговор в Охотном Ряду сегодня обещает быть острым.