Даже по спорным вопросам ответ официального Дели официальной Москве, как правило, выражался формулой "скорее да, чем нет". Правда, не все ожидавшееся удалось осуществить. Новых миллиардных соглашений в области военно-технического сотрудничества подписано все же не было. Хотя 3 миллиарда долларов за заключенные только в этом году контракты министра обороны РФ Сергея Иванова тоже вполне устраивают.
Тем не менее главным итогом визита Владимира Путина стало согласие Дели инвестировать "долговые" рупии в акции приватизируемых индийских компаний. Индия все еще должна России почти 3 миллиарда долларов. Если данное решение будет юридически оформлено, это позволит российским компаниям стать полноправными участниками индийского рынка.
По словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, предполагается, что механизм участия России в приватизации конкретного предприятия станет простым. В Дели будет направляться запрос, на который индийская сторона в течение 90 дней должна будет дать ответ. Отсутствие ответного письма через три месяца автоматически означает согласие.
Пока не удалось договориться об одном из ключевых условий, какие именно предприятия Дели согласен приватизировать при участии российских компаний. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх предлагает ограничиться лишь совместными предприятиями. Россия же настаивает на неограниченном доступе на индийский рынок, так как наших бизнесменов интересуют прежде всего металлургические комбинаты, телекоммуникационные компании и энергетика. Однако в этих областях экономики в ближайшее время создание СП не планируется.
"Скорее да, чем нет" ответили в Дели Владимиру Путину на вопрос о том, будут ли индийские вооруженные силы использовать схему поставок запчастей в Индию, которая устраивала бы российские оборонные предприятия. Индийцы уже не раз заявляли, что готовы закупать вооружение в России еще более крупными партиями, если будет налажено качественное сервисное обслуживание.
В Минобороны России считают, что технических проблем для этого нет. Дело лишь в самих индийцах, которые зачастую в качестве поставщиков запчастей через тендеры выбирают страны Восточной Европы. Источник из российской делегации сообщил "РГ", что, если в Индии не прекратят закупки нелицензированных запчастей, Россия снимет с себя данные Дели обязательства не продавать вооружения Пакистану - главному военному противнику Индии.
Несколько месяцев на размышления премьер Сингх попросил у Путина и для того, чтобы снять еще несколько поставленных Москвой вопросов. Возможно, только к весне правительство Индии официально признает рыночный статус российской экономики и завершит переговоры по условиям присоединения России к ВТО. Однако Жуков предположил, что при ударных темпах переговоров по ВТО наши страны смогут договориться значительно быстрее - уже к концу этого года. В свою очередь Россия тоже дала Индии несколько уклончивых ответов. К примеру, так и не стало ясно, будет ли "Газпром" совместно с индийской нефтегазовой компанией участвовать в приватизации главной "дочки" "ЮКОСа" - "Юганснефтегаза". И все же все перечисленные разногласия, по мнению членов российской делегации, относятся к разряду "технических".
Дополнить официальные строки протоколов личными впечатлениями Путин смог вчера в одном из самых динамично развивающихся городов Индии - Бангалоре. Там расположена ведущая авиационная компания Индии "Хиндустан аэронотикс лтд", на базе которой создано СП по выпуску российских МиГ и авиационных двигателей. Там же находится индийская "Силиконовая долина" - компания "Инфосис" с годовым доходом в миллиард долларов и заказами на программную продукцию для "Боинга", "Майкрософта" или "Делл".
Между тем
Высадка российского "десанта" не обошлась без приключений. Президентский Ил-96 долетел нормально, а вот самолет с членами делегации и журналистами вынужден был приземлиться в Мумбаи, более известном по своему старому названию - Бомбей. После взлета из Дели в кабине пилотов послышался "посторонний шум", и было принято решение об экстренном приземлении в ближайшем аэропорту. Посадка прошла спокойно, но, когда пассажиры покинули самолет, хладнокровия у них поубавилось. У самолета оказалась сильно повреждена носовая часть. После осмотра лайнера представитель авиакомпании ГТК "Россия" сообщил, что "судя по всему, сначала при взлете самолет получил незначительное повреждение обтекателя локатора", а уже в полете он начал разрушаться. В качестве основной версии причины инцидента эксперты назвали местную птицу, ударившуюся в нос самолета. В воскресенье президент РФ отправился из Индии в Турцию.