Новая программа рассчитана на период с 2005 по 2010 год и представляет собой второй этап административной реформы в России, предполагающий внедрение принципов проектного управления не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации и отчасти муниципалитетов. То есть в программе впервые ставится вопрос о том, чтобы все те меры, которые предлагается реализовать на уровне федеральных органов исполнительной власти, могли в том же объеме и практически в те же сроки быть реализованы на уровне субъектов Российской Федерации и в значительной мере на уровне субъектов местного самоуправления. Проведение программных мероприятий будет связано с реализацией других федеральных программ, в частности, с федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". В минэкономразвития рассчитывают, что правительство рассмотрит и одобрит эту федеральную целевую программу до конца текущего года, и со следующего года она начнет реализовываться.
Основными целями программы является повышение способности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать конкретные результаты в экономике и социальной сфере. Следствием этого будет улучшение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также общественного доверия к государству. Кроме того, программа направлена на снижение издержек от неэффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, избыточного вмешательства государства в экономику и снижения уровня коррупции. Программа прописывает критерии достижения той или иной цели в виде количественных показателей.
Результатом реализации программы должно стать улучшение инвестиционного климата, повышение управляемости государства, конкурентоспособности российской экономики, эффективности расходования бюджетных средств, упрочнение общественного согласия и повышение качества жизни россиян.
Для реализации программы в федеральных органах исполнительной власти появятся менеджеры-чиновники, персонально ответственные за проведение программы и находящиеся в двойном подчинении как своему ведомству, так и Комиссии по административной реформе. Именно они, имея достаточно большие полномочия, будут следить исключительно за тем, как в ведомствах идет административная реформа. Ведь сегодня, по мнению разработчиков, сами ведомства себя реформировать не могут. Чтобы чиновники хорошо работали, в программу заложено расширение стимулов для персонала. То есть работать можно будет по срочным контрактам с высоким вознаграждением. Такая возможность появится уже с 1 января 2005 года благодаря новому Закону "О государственной гражданской службе РФ". Данный закон предполагает возможность заключения с чиновниками индивидуальных срочных контрактов с договорной оплатой, не ограниченной рамками штатного расписания, в сочетании с жесткой оценкой его деятельности по достигнутому результату.
Что же касается финансирования, то часть мероприятий на уровне регионов, по мнению разработчиков программы, должна финансироваться за счет самих субъектов РФ. При этом софинансирование из средств ФЦП они будут получать только в том случае, если их собственная программа будет разработана с установленными федеральными требованиями. Кроме того, разработчики рассчитывают опереться на международную техническую помощь. По оценкам экспертов, это будет самая дорогая федеральная целевая программа. Более того, бюджет на следующий год уже сверстан, и ФЦП "Административная реформа" там нет. Однако разработчики рассчитывают, что если правительство одобрит программу до конца года, то на ее реализацию будут использованы дополнительные поступления из федерального бюджета.
Мероприятия ФЦП "Административная реформа (2005-2010 годы)" сгруппированы в несколько блоков. Первый блок - "Управление по результатам" - включает в себя мероприятия по внедрению механизмов управления по результатам и проектного управления в федеральных органах исполнительной власти, результативных принципов управления подведомственными организациями, а также реализацию принципов управления по результатам в субъектах Российской Федерации.
Второй блок - "Стандартизация и регламентация" - предполагает внедрение стандартов государственных услуг, ориентацию деятельности федеральных органов исполнительной власти на интересы пользователей, разработку и внедрение административных регламентов, создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции).
Третий блок - "Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции" - предусматривает реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, разработку и реализацию механизмов противодействия коррупции.
Четвертый блок - "Повышение эффективности взаимодействия государства и общества" - направлен на обеспечение информационной открытости органов исполнительной власти и совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.
Пятый блок - "Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и мониторинг административной реформы" - это один из самых больших блоков. Он включает в себя мероприятия по созданию систем мониторинга - таких, например, как деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, качества государственных и муниципальных услуг, коррупции и антикоррупционных мероприятий, мониторинга информационной открытости и так далее.
Шестой блок - "Взаимодействие с обществом и содействие распространению лучшей практики". Здесь идет речь о проведении семинаров и конференций на федеральном и региональном уровнях, обеспечении распространения опыта реформ, взаимодействии с общественностью по вопросам административной реформы.
Седьмой блок - "Управление программой на региональном уровне" - включает в себя разработку типовой программы административной реформы субъекта Российской Федерации и создание типовой программы административной реформы для реализации на муниципальном уровне.
И последний - восьмой блок. Он называется "Обеспечение административной реформы" и подразумевает организационно-методическое обеспечение деятельности по развитию кадрового потенциала административной реформы, плюс обеспечение деятельности дирекции программы.