Корреспондент "РГ" задал ряд вопросов по этой щепетильной проблеме заведующему отделом Турции Института востоковедения Национальной академии наук Республики Армения Рубену Сафрастяну.
- Армянское общество возлагает определенные надежды на итоги встречи лидеров России и Турции. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Не исключаю, что Россия могла поставить перед официальной Анкарой вопрос об открытии коммуникаций между Турцией и Арменией. Я исхожу из того, что эксплуатация железнодорожной ветки Карс - Гюмри экономически выгодна также России. Вообще открытие турецко-армянской границы сняло бы одну из самых важных проблем во взаимоотношениях не только Турции и Армении, но и Турции и Евросоюза, Турции и России, всего Южного Кавказа. В этом случае заработала бы предложенная Западом формула "через экономическое сотрудничество - к урегулированию политических конфликтов на Южном Кавказе". Большой бизнес способен проложить путь к доверительным политическим контактам.
Кроме того, визит главы российского государства может придать положительный импульс переговорному процессу по проблеме Нагорного Карабаха. Как известно, Россия - сопредседатель Минской группы ОБСЕ. А Турция как член Минской группы имеет значительное влияние на Азербайджан в этом вопросе.
- Некоторые московские политологи считают, что улучшение армяно-турецких отношений ослабит позиции России на Южном Кавказе, так как отпадет якобы необходимость в стратегическом партнерстве между Россией и Арменией. Есть ли у вас контраргументы?
- Нормализация армяно-турецких отношений выгодна России как в геополитическом плане, так и с чисто экономической точки зрения. Хотя бы потому, что ведущей тенденцией эволюции международных отношений в современном мире остается сужение сферы политики баланса сил за счет увеличения доли кооперации между сильными мира сего. В том числе в борьбе против единого врага - международного терроризма. Так что ошибочность подобного взгляда очевидна.
- Камнем преткновения в двусторонних отношениях Армении и Турции остаются выдвинутые Анкарой "предварительные условия". Что скрывается за этой лаконичной фразой?
- На сегодня компромисс не достигнут. Армения считает, что отношения с Турцией должны строиться "без предварительных условий". Недавно президент Армении Роберт Кочарян вновь подтвердил эту позицию на Берлинском европейском форуме.
Теперь о сути "предварительных условий". Признав независимость Армении в 1991 году, Турция отказалась установить с ней дипломатические отношения и выдвинула перед официальным Ереваном ряд предварительных условий. Это обязательный отказ Армении от политики осуждения геноцида, односторонние уступки в конфликте с Азербайджаном, а также верификация на самом высоком государственном уровне Карсского договора 1921 года о дружбе между Арменией, Азербайджаном, Грузией и Турцией. Первоочередность этих предварительных условий за истекшие годы менялась в зависимости от политической обстановки в регионе и в самой Турции. Однако все они остаются в силе.
Между тем в Армении есть влиятельные политические силы, которые тоже выдвигают предварительное условие. Они выступают за установление отношений с Турцией только после признания и осуждения ею геноцида армян. Так что официальная позиция Еревана, озвученная Робертом Кочаряном, неоднозначно воспринимается в самой Армении, хотя она наиболее соответствует реалиям нашего времени.