Фрадков едет во Францию

Первая пробная машина уже должна была сойти с конвейера совместного франко-российского предприятия "Автофрамос" в Москве. Но пока не сошла, а ее серийное производство предполагается начать в конце I квартала 2005 года. Для этого нужны комплектующие, причем недорогие, чтобы цена машины вписалась в обещанные 7500 евро.

Наш минфин, понятное дело, противится снижению, а тем более отмене таможенных пошлин. Но надежды на то, что комплектующие будут производиться в России, по крайне мере в ближайшее время, иллюзорны. Еще предприятие нуждается в "живых" деньгах. У его российского партнера - московской мэрии, их, естественно, нет. Только что "Рено" выкупила у мэрии 26 процентов ее акций. Французская компания меняет свой бизнес-план в сторону увеличения. Теперь речь идет уже не о 60 тысячах машин в год, а о 100 или даже 120 тысячах.

Франция заинтересована в покупке 6-8 наших самолетов Б-200 для тушения лесных пожаров. Для корпорации "Иркут" такой заказ был бы глотком кислорода. Но камень преткновения, к сожалению, обычный для нашей авиатехники, - сертификация самолетов.

Несколько российских и французских компаний активно работают над созданием регионального лайнера. Двигатели для него готова поставить крупная французская фирма СНЕКМА. Но без государственной поддержки тут не обойтись. Французское правительство выделяет льготный государственный кредит на возвратной основе. Его надо будет вернуть, если совместное российско-французское авиационное детище будет успешно продаваться. А если покупателей не найдется, то кредит можно как бы не возвращать. Наша сторона выделяет средства на безвозвратной основе с 2003 года. Но пока это небольшие деньги. В первом квартале будущего года нам предстоит определиться, сколько денег будет выделено на этот проект из бюджета 2005 года.

Не все так просто с энергоносителями. Крупнейшая французская нефтяная корпорация "Тоталь" ведет тяжбу с властями Ненецкого автономного округа, где на Харьягинском месторождении она добывает нефть в сложнейших условиях. Спор идет по налогам и разделу продукции. В принципе стороны договорились уладить его полюбовно без обращения в суд.

Несмотря на трудности, "Тоталь" продолжает демонстрировать свой интерес к России. Она решила попытать счастья на севере Красноярского края. В 2002 году французская корпорация приобрела контрольный пакет акций Ванкорского месторождения величиной запасов 120 млн. тонн нефти и лицензию на его разработку. Еще она полна решимости внедриться всерьез и надолго в добычу российского газа.

По крайней мере на уровне министров в Париже будет обсуждаться вопрос об участии французской государственной монополии "Газ де Франс" в прокладке Североевропейского газопровода. В его сооружении хотела бы участвовать и "Тоталь".

Возможно, в ходе визита будет подписана масштабная программа сотрудничества в области высоких технологий и венчурного бизнеса. Сейчас она спешно доводится до ума.

- Визит Михаила Фрадкова во Францию и российско-французские переговоры не только позволят решить или продвинуть решение ряда конкретных вопросов, но и придадут импульс нашим экономическим отношениям в целом, - говорит высокопоставленный сотрудник аппарата российского Белого дома. - Это будет сигналом бизнесменам двух стран активнее взаимодействовать.