07.12.2004 00:00
    Поделиться

    Дедушка с гашишем

    В прошлом году в поселке Мухен района имени Лазо (один из самых "урожайных" по части конопли поселок в Хабаровском крае) взяли под стражу престарелого инвалида войны Николая Синицкого. После оглашения приговора дедушку напичкали успокоительными, поправили пиджак, увешанный медалями, защелкнули на запястьях наручники и отправили в колонию строгого режима. Во время очередного рейда на огороде пенсионера обнаружили 160 кустов конопли. Казалось бы, не самое страшное злодеяние, но несколько лет назад Синицкий был осужден на шесть лет условно за сбыт марихуаны и на момент совершения нового преступления прежний срок еще не истек. Престарелого ветерана отправили за решетку, как рецидивиста.

    По словам сотрудника мухенского территориального пункта милиции Александра Казака, почти каждый второй, получивший условный срок, по истечении его принимается за старое.

    Действительно, почему не рискнуть, если наказание минимальное, а карманы набить можно под завязку? К примеру, в поселке Сидима 90-летняя старушка на своем огороде возводит плантации конопли. И даже не скрывает этого, кусты в картошке не прячет. После очередного рейда сотрудникам милиции заявляет: "А чего мне бояться? Посадить не посадят, зато внуков и правнуков на ноги поставила и выучила". Поэтому бабушек и дедушек подстрекают к "растениеводству" собственные дети в надежде на то, что престарелых за решетку не упекут?

    - А ведь знаете, - рассказали мухенские милиционеры, - когда Синицкого посадили, очень многие жители поселка стали уничтожать свои посевы. Испугались. Тогда бы лучше давали два-три года, чем большие условные сроки.

    - Именно от безнаказанности это явление сейчас приобрело такой широкий размах, - считает старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела наркоконтроля района имени Лазо Сергей Древаль. - Думаете, только пенсионеры выращивают коноплю? В наших списках учителя, административные сотрудники, работники леспромхозов, медики. Как-то поймали за этим делом гражданку Петрову, а потом только узнали, что она в свое время была ударник труда, гордость района и о ней часто писали в газетах. Попадал в поле зрения и директор леспромхоза. Раньше таким делом занимались от безысходности, а теперь этот вид преступления, как зараза, распространился на всех. Я не верю многодетной мамаше, что она совершает противоправные действия только ради детей. Просто почувствовала вкус денег.

    Правда, в самом поселке сейчас выращивают коноплю в основном пенсионеры и наркоманы. Остальные "фермеры" ушли на свои лесные деляны. Ездят туда, словно на дачу: ухаживают за посевами, окучивают, пропалывают, а осенью снимают урожай.

    - Проблема еще в том, что очень мало у нас добровольных помощников, которые могли бы давать ценную информацию, - говорит Сергей Древаль. - Народ кипит в праведном гневе - мол, садят отраву едва ли не на каждом клочке земли, знают в лицо тех, кто этим занимается, а сооб-щить куда следует бояться. Понять людей, с одной стороны, можно. Ведь в случае судебных разбирательств придется еще и свидетельствовать. А это лишние хлопоты, да и безопасность никто не гарантирует. "Огородники" отделываются условными сроками, снова живут в селе и что от них ждать соседям - один Бог ведает. Запросто могут и дом спалить, были такие случаи.

    Не идут навстречу и местные администрации. Некоторые придерживаются принципа "нам здесь жить", другие просто не хотят брать на себя обременительную обузу.

    - Отправляемся в очередной рейд, - продолжает Сергей Древаль. - Не успели еще въехать в поселок, а о нашем визите уже известно.Нас немного на район - все узнают. Дома на замке, наркоманы стоят на центральной улице и карманы выворачивают. Наверно, необходимо менять методы работы, пересматривать сроки наказания, серьезней относиться к этой проблеме. Ведь конопляная волна буквально накрывает целые деревни.

    В рамках нынешней операции уничтожены 180 тонн конопли. В наркоконтроле об этом сообщили с гордостью. А чем, собственно, гордиться? На следующий год поспеет другой урожай, который, по всей видимости, вырастят опять те, у кого травку в этом году обнаружили и сожгли. Оперативники вновь отчита-ются о проделанной работе. И на этом все закончится - до следующего года.

    В управлении уголовного розыска краевого УВД и в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков РФ считают, что на сложившуюся ситуацию в первую очередь повлияли изменения в законодательстве. Дело в том, что утверждены новые размеры средних разовых доз наркотических средств - в сторону их увеличения. Проще говоря, если раньше крупным размером, при обнаружении которого наступает уголовная ответственность, считалось 0,1 грамма, к примеру, гашиша, то теперь спокойно можно хранить до пяти грамм сушеной конопли. Героина же разрешается иметь при себе до одного грамма. Для себя. Сбыт - уже статья.

    Только масштаб явления станет еще шире. По словам заместителя начальника управления уголовного розыска краевого УВД Сергея Толстикова, за десять месяцев этого года почти на тридцать процентов меньше выявлено "наркотических" преступлений, чем за аналогичный период прошлого.

       мнения


    Александр Колташев, начальник следственного отдела ФСКН РФ:

    - Почему суды так лояльно относятся к тем, кто совершает подобного рода преступления, не совсем понятно. Наверное, считают, что тюрьма не исправит, а получив условный срок, человек двадцать раз подумает, прежде чем снова заняться противоправной деятельностью. Ведь, посмотрите, кто оказывается на скамье подсудимых: сорок процентов - женщины, имеющие маленьких детей. Есть надежда, что одумаются, детишек пожалеют. Среди остальных - значительное количество вполне законопослушных граждан и пенсионеров. Жалко таких в колонию от-правлять. Ведь никого не убили, не ограбили. За решеткой чаще всего оказываются наркоманы, неоднократно судимые. Хотя и таким часто везет. Порой трудно понять судейскую логику.

    Сергей Самынин, заместитель начальника ФСКН РФ:

    - Из четырех грамм героина, как и из одного грамма гашиша, можно изготовить до десяти среднеразовых доз и спокойно их хранить, не опасаясь наказания. Выходит, значительная часть тех, кого раньше мы могли привлечь к уголовной ответственности, выпала из-под нашего контроля. Как доказать, что человек имеет при себе такое количество наркотика для личных нужд, а не с целью сбыта? По большому счету получается, что сейчас совершенно легально распространяются наркосодержащие вещества мелкими партиями. Когда принимали постановление, хотели как лучше. Ведь в наши сети попадались в основном мелкие наркоманы, а крупные наркоторговцы оставались в тени. И вместо того, чтобы все силы и энергию бросить на пресечение их деятельности, наркополицейские распылялись по мелочам. А сейчас получается, что на фоне серьезных задач и целей продажа легких наркотиков в спичечных коробках уже и преступлением не считается.

    Поделиться