08.12.2004 02:10
    Поделиться

    Бензин начал дешеветь

    Но автомобилисты могут об этом даже не узнать

    Нынешняя волна ценового роста, от которой все лето стонали водители, началась в апреле, когда нефть с 3350-3500 рублей за тонну стала стремительно дорожать и к сентябрю достигла цены в 5800-5900 рублей за тонну. После небольшой паузы и даже некоторого отката в ноябре цены на нефть вернулись к историческому максимуму, после которого в самом конце ноября - начале декабря и начался спад. Ныне сырая нефть торгуется уже по 3800-4000 рублей за тонну, что соответствует майскому уровню. С небольшим отставанием, но за нефтью наконец потянулось и топливо. В минувшие дни оптовые цены на дизель снизились на 100 рублей за тонну, на 80-й бензин - на 375 рублей, на 92-й и 95-й - на 300 рублей. Как говорят трейдеры, вчера на рынке появились оптовые партии бензина уже на 500 рублей дешевле, чем аналогичные партии всего неделю назад.

    В то же время бензоколонки пока держатся. И если в Москве розничные цены на бензин просто замерли (их снижение на копейку не в счет), то в Псковской области они вчера подросли в среднем на 0,58 процента, а по отдельным сортам бензина и на 0,66 процента.

    Почему нефть дорожает в мире, но дешевеет в России - на этот счет мнения специалистов расходятся. Ряд экспертов полагают, что удешевление нефти связано с ростом вывозной пошлины. Как известно, с некоторых пор правительство увязывает размер этой пошлины с мировыми ценами на нефть, полагая, что чем дороже нефть в мире, тем в большей степени торговцы должны делиться с государством своими доходами. С 1 декабря, после очередной корректировки, экспортеры платят 101 доллар за тонну вывезенной нефти. Это могло сделать невыгодным экспорт на отдельных направлениях, в результате чего больше нефти стало оставаться внутри страны, вот она и подешевела. Другие полагают, что высокие внутренние цены на нефть вне связи с экспортной пошлиной и так были обречены, поскольку "находились за гранью рентабельности переработки". Наконец, третьи связывают падение цены с таким экзотическим фактором, как окончание речной навигации: мощности трубопроводов давно трещат по швам, и, как только встали реки, вывозить нефть, не поместившуюся в трубопроводы, стало нечем. Правда, непонятно, что же перевозят тогда в железнодорожных цистернах?

    В том же, что касается бензоколонок, эксперты придерживаются большего единодушия. Почти все полагают, что розничные торговцы, единожды зафиксировав цену и убедившись, что народ покупает бензин в достаточном количестве, уже не будут ее сбивать. Для них снижение оптовой цены бензина - всего лишь возможность получать более высокие доходы. Похоже, ситуация в Псковской области свидетельствует в пользу именно этого варианта. Однако нельзя поручиться, что так будет по всей стране. Рынок розничного бензина завязан на локальные монополии, и совсем не обязательно, что по всей стране это будет одинаковое решение.

    Поделиться