Сегодня в "РГ" публикуется положение о Федеральном казначействе. Как известно, оно образовано в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и с 1 января 2005 года начнет функционировать как федеральная служба.
Такой орган - Федеральное казначейство, да и вся казначейская система - появился в современной России 12 лет назад. За это время органы Федерального казначейства стали полноценным инструментом реализации бюджетной политики государства. В числе его главных обязанностей - обеспечение сохранности федеральных бюджетных средств на счетах в Банке России, предварительный и текущий контроль за главными распорядителями средств федерального бюджета и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями.
Федеральное казначейство состоит в настоящее время из 2344 органов: 89 управлений федерального казначейства Минфина России, созданные в каждом субъекте Российской Федерации, 2254 отделения в муниципальных образованиях и Главного управления федерального казначейства, являющегося до конца года департаментом Минфина России. Оно стало своего рода платежной, учетной и контрольной системой, функционирующей в сфере государственных финансов.
Именно казначейство распределяет доходы от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней на основе Закона о федеральном бюджете. Оно же и производит выплаты из федерального бюджета и внебюджетных источников от имени и по поручению получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах федерального казначейства. Казначейство является, таким образом, единой кассой для всех федеральных органов власти и бюджетных учреждений.
Органами федерального казначейства осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех субъектов Российской Федерации по целевым средствам, выделяемым из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с заключенными соглашениями с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления производится кассовое обслуживание тридцати четырех бюджетов субъектов Российской Федерации (38% от их общего количества), а также более 2,2 тысячи местных бюджетов (22%).
Органы федерального казначейства обеспечивают также сбор отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Как уже было сказано, с 1 января 2005 года образуется Федеральное казначейство, которому придается статус Федеральной службы. Выделение Федерального казначейства в качестве Федерального органа исполнительной власти сопровождается закреплением за ним части правоприменительных функций Минфина России.
К числу приоритетных направлений деятельности Федерального казначейства - теперь уже как Федерального органа исполнительной власти - можно отнести доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования от главных распорядителей к каждому получателю средств федерального бюджета. Кроме того, Федеральному казначейству предстоит создать полноценную систему прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета для обеспечения в дальнейшем процедур управления средствами федерального бюджета.
Вместе со всей бюджетной сферой предстоит внедрить в 2005 году новую бюджетную классификацию Российской Федерации и новый план счетов бюджетного учета с целью формирования современной системы государственной финансовой отчетности, отвечающей запросам внутренних и внешних пользователей. А дальше вместе с органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить переход к полному кассовому обслуживанию казначейством региональных и местных бюджетов с 1 января 2006 года, как этого требует Бюджетный кодекс. Пока, как уже сказано, "охвачено" менее четверти муниципальных и треть региональных бюджетов. Так что работа предстоит огромная.