Однако не стоит представлять Николая Тадыева этаким отчаянным головорезом. На самом деле этот крепкий алтайский парень, спортсмен, никогда не помышлял об убийстве. Он и подростком-то в драках редко участвовал. Единственной чертой, которая отличала Николая от сверстников, - была отчаянная гордость. Он не мог покорно сносить обиды - похоже, что именно это и стало причиной трагедии в одной из инженерных частей Новосибирской области, где Николай Тадыев оказался в конце 2003 года.
"Будешь служить, как мы скажем", - по-военному четко сказали Тадыеву двое "дедов", Нестеров и Макиенко. Издевательства "дедов" здесь было принято терпеть. Тадыев, который не мог переступить через свою гордость, пытался сопротивляться.
В очередной раз он не выполнил унизительного требования Макиенко первого февраля нынешнего года. За это двое "дедов", которые были в изрядном подпитии, увели алтайца в душевую и избили. Напоследок пообещали: в следующий раз он так легко не отделается. Есть, мол, телесные наказания и пострашнее...
Кое-как остановив кровь, Тадыев лег спать. Однако и во сне ему не удалось забыть об унижениях. Очнувшись от кошмара, Николай встал. Снял железную дужку с кровати. И пошел к спящим обидчикам. Караульные прибежали в казарму, когда Нестеров уже истекал кровью - Тадыев проломил ему голову, и принялся избивать Макиенко. Один из ударов пришелся тому по груди, и сердце остановилось. Макиенко скончался, так и не придя в сознание.
Ночного мстителя сразу же арестовали. Следствие предъявило ему обвинение по статье - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Эксперты признали, что Николай Тадыев полностью осознавал свои действия, и ему грозило от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Однако когда начался судебный процесс, психиатры изменили свое мнение. Выслушав в суде показания свидетелей (от "дедов" в части страдали многие солдаты) и самого Тадыева, врачи решили отправить подсудимого в государственный научный центр судебной психиатрии имени Сербского. Сотрудники центра, обследовав Николая, пришли к выводу, что он размахивал дужкой все-таки в состоянии аффекта. По мнению медиков, Тадыев, с его обостренным чувством гордости, слишком долго находился в психотравмирующей ситуации, что не могло не привести к взрыву.
В результате суд переквалифицировал обвинение - причинение тяжких телесных повреждений в состоянии аффекта. Максимальное наказание по этой статье - два года лишения свободы. Тадыев, раскаявшийся в своем поступке, получил полтора. Его родители предлагали матери Макиенко деньги на похороны - она отказалась, потребовав в качестве компенсации пять миллионов рублей. Суд снизил сумму иска до двадцати тысяч.
Под судом оказался и выживший "дед", уроженец Алтайского края Нестеренко, - за неуставные взаимоотношения его приговорили к штрафу. Между тем, как говорится в заключении экспертов, именно действия старослужащих создали ту самую "психотравмирующую ситуацию", которая довела Тадыева до кроватной ручки. Его ответ на издевательства был таким. Однако далеко не все солдаты решаются на месть.
Нина Рузанова
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
НОВОСИБИРСК