По словам заместителя председателя комитета Анатолия Куликова, проект нового закона создавался при участии минюста, МВД, ФСБ и Генпрокуратуры на основе практического опыта, полученного при реализации Закона "О борьбе с терроризмом", принятого Госдумой в 1998 году, но с учетом нынешней реальности. События последних лет потребовали кардинально поменять стратегию и тактику борьбы с терроризмом, а следовательно, и ее правовую базу.
Законопроект мобилизует на антитеррористические действия все общество - и спецслужбы, и исполнительную власть, и всех российских граждан, которым предлагается сплотиться перед угрозой террористической опасности. Кстати, авторы законопроекта вводят в текст документа такое понятие, как "режим террористической опасности". Он объявляется в том случае, если поступила информация о готовящемся теракте, проверить ее трудно и на это нет времени, а граждан или объекты, которые подвергаются террористической угрозе, защитить нужно. Вот тогда председатель правительства или глава региона - в зависимости от предполагаемых масштабов этой угрозы - объявляют режим террористической опасности, в зоне которого "допускается применение специальных мер и временных ограничений" - запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций и прочих массовых мероприятий, усиливается паспортный контроль, прослушиваются телефонные переговоры, ограничивается передвижение граждан и транспорта на улицах. Режим террористической опасности может действовать 60 дней. Кроме того, в законопроекте уточняются такие понятия, как "режим чрезвычайного положения", "режим террористической операции". Дается подробное разъяснение целей и условий проведения контртеррористической операции и ее отличий от "оперативной операции" по выявлению террористов.
"Единоличное руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель", - говорится в документе. А главным уполномоченным органом по борьбе с терроризмом определена Федеральная служба безопасности. "Закон не допускает самой возможности повторения тех ошибок, что у нас, к сожалению, были при отражении террористических атак", - прокомментировал эту норму Анатолий Куликов.
Нелегкие времена в случае принятия этого законопроекта ожидают журналистов. Текст документа впитал все "пожелания", высказанные депутатами, представителями правоохранительных органов и спецслужб, которым не нравилось, как средства массовой информации освещают обстоятельства, связанные с террористической акцией, и ход антитеррористических операций. Информировать общественность об этом можно, но в соответствии с законопроектом, лишь "в формах и объеме", определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем этого штаба, ответственным за связь с общественностью и СМИ. Журналистам запрещается распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность ее участников, публиковать сведения о сотрудниках спецподразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также факты или сцены особо жестокого насилия. Руководитель контртеррористической операции может запретить доступ журналистов в зону ее проведения или выделить специальный сектор, границы которого нельзя пересекать без особого разрешения. Все сведения о ходе операции журналисты в таком случае будут получать от представителя оперативного штаба. А если информация, документы, аудио- и видеозаписи, фотографии добыты иным путем, представители СМИ не имеют права скрывать их от "лиц, проводящих контртерррористическую операцию".
Виктор Илюхин (фракция КПРФ) не согласился с тем, что руководство федеральной антитеррористической комиссией возлагается на премьер-министра. "Только президент может вводить режим террористической опасности", - считает Илюхин. Его коллега по фракции Владимир Гришуков покритиковал законопроект за то, что в нем предусмотрена ответственность только для руководителей контртерористических операций, а для их организаторов - нет. "А вдруг они заведут куда-нибудь не туда", - предположил Гришуков. Но большинство членов Комитета ГД по безопасности поддержало концепцию проекта закона о противодействии терроризму.