Всерьез составлять десятку лучших видеорелизов года - занятие не только субъективное, но и заведомо невыполнимое: много фильмов, которые в принципе нельзя пускать по одной беговой дорожке. Ну нельзя же сравнивать зеленое с соленым, нельзя сказать, что лучше - биографическая драма о художнике Вермеере "Девушка с жемчужной сережкой" или анимационная потешка "Шрэк-2". Кроме того, даже при самом придирчивом отборе в десятку не вместились несколько любимейших картин наподобие "Аферы Стивена Гласса", "Гуд бай, Ленин!" или "Как выжить в Америке" - пришлось резать по живому. Я решил также не идти вслед за кассовыми рейтингами и не вписывать в свою "десятку" рекордсменов проката "Властелина колец" и "Гарри Поттера", хотя обе третьи части знаменитых блокбастеров относятся к моим фаворитам.
Есть и такие релизы, которые были сенсационным событием, но в "десятку" не вошли по формальным признакам. Скажем, в этом году наши видеофирмы впервые проявили серьезный интерес к киноархиву, выпустив несколько замечательных коллекций - картин Вивьен Ли и Одри Хепберн, подборку киноклассики - шедевров Феллини, Висконти, Пазолини, Хичкока, Креймера... Но сравнивать кино периода его расцвета и кино смутных времен тоже было бы некорректно, так что сосредоточимся на новых фильмах. Среди музыкальных DVD, появившихся на нашем рынке, есть великолепные оперные спектакли с участием Чечилии Бартоли ("Севильский цирюльник" и "Золушка"), "Травиата" со Стефанией Бонфаделли, осуществленная Франко Дзеффирелли. Их тоже трудно поставить рядом с блокбастером - они живут по иным законам.
И наконец, есть случаи, когда шедевр, несомненно достойный быть в десятке, непоправимо испорчен дубляжем или технической неграмотностью видеофирмы. Поэтому я не смог включить в список лучших дисков, например, главное кинособытие года - картину Андрея Звягинцева "Возвращение", удостоенную двух "Золотых львов" Венеции и собравшую обильный урожай мировых наград. Выпущенная фирмой "Союз" картина в буквальном смысле слова "зарезана" - срезаны края кадра, что отчетливо видно на титрах, искажены пропорции картинки, чудовищно записан звук. Поэтому остается ждать давно обещанного выпуска авторской копии, где будет, кроме картины, еще и "фильм о фильме". Скрепя сердце я включил в "десятку" "Пиратов Карибского моря" - блестящий образец авантюрной комедии с гениальной ролью Джонни Деппа, потому что русский дубляж сделал из очень хорошей картины очень плохую. Но если включить оригинальный саундтрек, то вы получите настоящее удовольствие.
1. "Девушка с жемчужной сережкой". Режиссер Питер Уэббер. Выпуск СP Digital.
Из истории создания знаменитого полотна Вермеера режиссер-дебютант сделал восхитительную по красоте стилизацию, ухитрившись передать не только облик людей и городов XVII века, но и его атмосферу - звучания, ритмы, кажется, сам воздух. Роскошный образец кинематографической живописи, совершенно конгениальный избранному материалу.
2. "Трудности перевода". Второй фильм Софии Копполы. Выпуск Paradise Digital.
История платонической любви в Токио. Стареющий киноидол и двадцатилетняя американка, оба связаны браком, оба понимают его бессмысленность, как понимают и бесперспективность своих странных отношений. Трагедия одиночества в толпе, драма несбыточности и предощущения неизбежного конца. Авторская картина, тонкая по киноязыку и драматургии, остроумно-меланхоличная в диалогах, завораживающая переливами настроений. В роли Шарлотты дебютировала Скарлетт Йохансон, которая затем сыграла "Девушку с жемчужной сережкой". Актриса, созданная для шедевров, или их счастливый талисман?
3. "Пираты Карибского моря". Режиссер Гор Вербинский. Выпуск "Видеосервис".
Легчайший из блокбастеров. Остроумнейшая из киноавантюр. Классическая пиратская история в стиле XVIII века с потусторонними ужасами и живыми мертвецами хороша во всех компонентах, но прежде всего - авторской иронией, разлитой в каждом кадре. Над всем этим царит Джонни Депп в своей, по-моему, самой колоритной роли. Но повторяю: смотреть нужно только с оригинальным саундтреком, потому что две трети уникальности игры Деппа идет через вкрадчивый голос то ли вороватого цыгана, то ли нарцисса-соблазнителя.
4. "Шрэк-2". Режиссеры Эндрю Адамсон и Вики Дженсон. Выпуск "Премьер мультимедиа".
Оба "Шрэка" были в конкурсах Каннского фестиваля, за обоих все "болели", но понимали, что ни шиша они там не получат, потому что нельзя сравнивать игровое кино с анимацией. Зеленый урод переиграл всех звезд и заслуживал приза за лучшую роль, но это был бы устрашающий прецедент - значит, никакие Томы Крузы больше не нужны. Короче, пролетело. Зато обеспечена любовь всех континентов. Потому что таланты авторов - литераторов, художников, программистов, актеров - брызжут через край и заражают зал своим обаянием.
5. "Крупная рыба". Режиссер Тим Бартон. Выпуск "Видеосервис".
Гимн человеческой фантазии: она интереснее, умнее и добрее скучной реальности. Она и есть настоящая жизнь, потому что открывает тайники души и делает унылое существование цветным, увлекательным и осмысленным. В фильме два сюжетных и стилевых пласта. В первом, прозаическом, родные собрались у постели умирающего, который на самом деле живее всех живых, потому что не собирается лечиться от своих фантазий. Во втором, романтическом, - истории, которые он вразброс вспоминает, оживают на экране и, соединяясь, становятся его жизнью. Старика изумительно играет Алберт Финни, его в молодости - Эван Макгрегор. Самый искренний и свободный от цинизма фильм Бартона.
6. "Старухи". Режиссер Геннадий Сидоров. Выпуск CP Digital.
Открытие нового российского режиссера и "нео-неореалистического" направления в нашем кино. Горькая правда о "новой России" и ее ближайших перспективах. Удивительная смесь безнадеги и надежды, "чернухи" быта и света души, драматизма и юмора. Абсолютная реальность умирающей русской деревни, доживающих свой век старух, пришедших из ниоткуда "чужаков" и единственной профессиональной актрисы Валентины Березуцкой, идеально вписавшейся в это окружение.
7. "Дом из песка и тумана". Режиссер Вадим Перельман. Выпуск West.
Режиссерский дебют, так поразивший Америку, что картину номинировали на "Оскара". "Перельман обрушил американскую мечту!" - писали газеты, удостоверившись, что не все в стране обетованной безупречно. Частная история семьи иранских эмигрантов, которые пытаются обрести новую родину и, сами того не зная, ломают судьбу не знакомой им женщины, проецируется на общую тенденцию планетарного переселения народов и культур и вызывает невеселые мысли о будущем человечества. Фантастическая по силе актерская работа Бена Кингсли.
8. "Клад". Режиссер Эндрю Дэвис. Выпуск CP Digital.
На 16-летнего Стэнли с неба свалились кроссовки бейсбольной звезды, его обвинили в краже и отправили отбывать срок в лагерь "Зеленое озеро". Лагерь оказывается в пустыне, где полно ядовитых гадов, а его узники должны под палящим солнцем копать ямы неизвестного предназначения. Действие перебивается эпизодами из времен, когда пустыня была цветущей землей Техаса. Герои прошлого и настоящего сплетаются в единый сюжетный узел, причем угадать, куда и как развернутся события, невозможно. Редкое сочетание захватывающей фабулы, экзотической обстановки и полусказочного сюжета - с реализмом характеров, напряженности действия - с юмором. Картина адресована молодежи, но, как любая диснеевская продукция, принципиально остается в зоне основных человеческих ценностей.
9. "Банды Нью-Йорка". Режиссер Мартин Скорсезе. Выпуск Pyramid.
Перед нами Америка хаоса, когда "коренные жители", расисты и ксенофобы, воевали с "пришлыми" - иммигрантами. Нью-Йорк 1860-х, прибывающие в Америку переселенцы сражаются за место под солнцем, гремят кровавые стычки между католиками и протестантами. Битый кирпич, фабричная тоска, глухие катакомбы, нищие салуны, низкорослые хибары, политические парады в клоунских цилиндрах. Скорсезе напоминает миру о подростковом возрасте своей страны, делая понятными некоторые особенности американской ментальности: решительность, которая всегда готова сорваться в слезу, сознание своего безоговорочного права на прямой кулачный бой. Он показывает, какого масштаба характеры эту Америку строили, - авантюристы, смельчаки, игроки с сознанием убийцы. 10 номинаций на "Оскара" - признание многочисленных достоинств масштабной киноэпопеи.
10. "Дурное воспитание". Режиссер Педро Альмодовар. Выпуск CP Digital.
Самый исповедальный, больной и искренний фильм Альмодовара, его страшная месть ханжам-церковникам, которые вечно разглагольствуют о высоком и духовном, втайне предаваясь самым постыдным грехам. История насилия, которое под покровом церковных таинств учинял отец Маноло над мальчиками церковного хора, несет автобиографические черты. Картина построена на переплетении реальности и фантазий, прошлого и настоящего, одна и та же история преломляется через восприятие разных персонажей, дополняясь новыми версиями и оттенками. Гаэль Гарсиа Берналь играет три роли, преображаясь из молодого амбициозного актера в звезду трансвестит-шоу и в безжалостного шантажиста. Как всегда у Альмодовара, картина вторгается в еще вчера запретную проблематику, ее оценки неоднозначны, и ее безусловно нельзя рекомендовать для семейного просмотра.
Источник DVD для просмотра - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".