Между тем, по данным Российской гильдии ювелиров, рост производства в ювелирной промышленности ежегодно составляет 30 процентов. И сегодня, как с гордостью уверяют ювелиры, это самая успешно развивающаяся в стране несырьевая отрасль. Впрочем, тут же добавляют, что темпы производства вовсе не зависят от роста благосостояния граждан, а обусловлены чисто "внутренними" причинами. Прежде всего тем, что в последние годы "ювелирку" удалось вывести из "тени". С тех пор как в 2001 году государство отменило лицензирование и акцизный налог на изготовление и продажу золота и бриллиантов (в 2000 году акциз составлял 43 процента, теперь - 0), производить украшения официально стало более-менее выгодно. До 2001 года 80 процентов украшений из злата-серебра в России мастерили нелегально.
Изумруд как товар повседневного спроса
Если еще три года назад в России выпускалось 10 миллионов штук ювелирных изделий, сегодня - 40 миллионов. В основном легковесное литье - серьги, кольца, кулоны, подвески, цепочки, средний вес которых составляет 2,5 - 5 граммов и рассчитан на клиента с низкой покупательной способностью. По словам экспертов, золото для людей - уже не средство тезаврации, то есть вложения денег на "черный" день, как это было во времена советского дефицита. Скорее, самый "вечный" товар повседневного спроса - духи выдыхаются, одежда выходит из моды, а колечко в 3 грамма со вставкой из бриллианта 0,03 карата за 5 тысяч рублей - все память. Кстати, украшения со вставками из драгоценных каменьев - изумрудов, сапфиров, рубинов, которые может позволить купить себе "массовый" россиянин с низкой покупательной способностью, занимают 40 процентов от общего объема продаж всей ювелирной продукции в России. Один процент "драгоценного" рынка приходится на продажи эксклюзивных ювелирных изделий авторской работы в пределах от 1,5 - 10 тысяч долларов. Но появление в крупных российских городах специальных ювелирных салонов для VIP-персон погоды не делает. Зато ее делает серебро: цена за грамм в России составляет сегодня всего 6 рублей, что примерно в 15 раз дешевле одного грамма золота.
Ежегодно в России покупается около 15 миллионов серебряных безделушек. Основной "заказчик", как правило, молодежь, у которой нынче принято украшать все части тела от ноздрей до пупка и ниже.
"Золотой" заводик
Открыть ювелирный завод в России более чем просто. Для этого надо встать на учет в Пробирной палате и иметь стартовый капитал 100-150 тысяч долларов для того, чтобы полностью оснастить производство. Но можно начать дело и с двухсот долларов. Так сегодня работают многие ювелиры-индивидуалы по кооперации с дизайнерами и литейщиками. Не проблема купить золотые слитки в банках, алмазы у производителей. Эта дешевая с точки зрения инвестиций отрасль дорога только с точки зрения оборотных средств, поскольку полностью зависит от капризов торговых организаций, реализующих ее продукцию. Как правило, партия золотого товара расходится в магазинах в лучшем случае за полгода, а то и за год. При рентабельности производства порядка 20-25 процентов риск вкладывать деньги в "ювелирку" все же большой.
По данным Пробирной палаты, в стране официально зарегистрировано 4 тысячи производителей ювелирных изделий. Из них 2,5 тысячи - индивидуальные предприниматели. По некоторым оценкам, 30 процентов из учтенных предприятий - "спящие", то есть не занимаются производством, а используют регистрацию для разных махинаций.
В железных цепях контрабанды
Об избытке ювелирных изделий в стране говорит тот факт, что почти возле каждого ювелирного магазина или ювелирного киоска, которые плодятся с неимоверной быстротой чуть ли не при овощных ларьках, можно сегодня увидеть вывески типа "Бриллианты - со скидкой 50 процентов!" И хотя ювелиры утверждают, что это не более чем расхожий маркетинговый ход, однако проблему острейшей конкуренции не отрицают. В особенности со стороны импортных колечек-цепочек. По данным Гильдии ювелиров, через российскую таможню с уплатой всех платежей и налогов в страну сегодня поступает только 1 процент импортных ювелирных изделий. "Чистый" товар, к примеру, из Италии, продать в отечественных магазинах практически невозможно из-за его дороговизны. Поэтому "ювелирку" везут контрабандой: ежегодно рынок пополняется 10 тоннами золотых и тонной серебряных ювелирных изделий. Прибыль от продажи контрабанды составляет от 200 до 400 процентов. С одной стороны, это бьет по рукам отечественных производителей, с другой - по простым покупателям, которые сегодня не застрахованы от покупки некачественного золотого ширпотреба. Сегодня в Пробирной палате России зарегистрировано более 16 тысяч торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую, розничную и комиссионную торговлю ювелирными изделиями. Неучтенных магазинов-однодневок, торгующих украшениями, в два раза больше.
Вот одна из популярнейших схем легальной доставки "левых" драгоценностей в Россию: зарегистрировать "однодневный" ювелирный заводик, получить в Пробирной инспекции так называемый именник (документ, дающий предприятию право на изготовление изделий), провезти в Россию контрабанду из-за границы, отдать их на клеймение в Пробирную инспекцию как свои, и в свободное плавание - в торговлю.
Вообще-то, по словам специалистов Пробирной палаты и правоохранительных органов, в ювелирных магазинах страны можно сегодня купить украшения как без клейм, так и с поддельными клеймами. Часто при проверке золота специальным прибором оказывается, что изделия 585-й пробы на самом деле сделаны из золота 375-й пробы.
Самое интересное, что сегодня за реализацию изделий без клейм нарушители платят штраф всего 2 МРОТ, то есть 200 рублей. Доходит до абсурда - Пробирная палата выносит два предписания: на уплату штрафа и одновременно - на официальное государственное клеймение изделий сомнительного происхождения, после чего они как ни в чем не бывало вновь поступают в продажу. С фальшивыми же клеймами еще чуднее - проверяющие обязаны доказать фальшивку, а это, по их словам, практически нереально.
Кстати, кроме России, ювелирные магазины контролируют на "чистоплотность" еще только в двух странах мира - в Англии и Франции. В Америке, например, даже клеймить драгоценности необязательно. Правда, при этом ответственность за качество проданного товара полностью ложится на производителя и магазин, которые, дорожа своей репутацией, используют так называемую добровольную сертификацию. В российской ювелирной промышленности, как, впрочем, и в торговле, система добровольной сертификации вообще отсутствует. А при ослаблении контроля со стороны государства превращает этот рынок в криминальный.
"Ювелирный рынок очень легко криминализуется", - соглашается вице-президент Гильдии ювелиров Валерий Радашевич и перечисляет как минимум еще два десятка схем "грязного" оборота "золотых" денег на нем.
А граница на замке
Иногда в беседах с непосвященными наши ювелиры с упоением рассказывают о том, как "крадут" их идеи из авторских коллекций западные коллеги и тиражируют в производстве. Может быть, это и так. В мире Россия всегда была известна ювелирными украшениями. Впрочем, за последнее время эта известность сошла на нет. В почете остался только российский антиквариат да сырое золото с алмазами. Доля России в мировом производстве ювелирных изделий сегодня составляет 0,3 процента. Занимая шестое место в мире по добыче золота - 170-180 тонн ежегодно, - Россия находится на 36-м месте по уровню его использования в ювелирной промышленности.
Превращать золотое, серебряное и алмазное сырье страны в ювелирные украшения с тем, чтобы вывозить на мировые рынки, ювелирам мешают не равные по сравнению с западными производителями правила игры, установленные государством.
- Во всем мире, в Европе, Америке, драгоценные металлы продаются ювелирам для использования в производстве без стоимости НДС. И кроме того, с отсрочкой платежа вплоть до того момента, когда готовая продукция уходит от производителя в магазины, - говорит председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, переработки, производства и торговли драгоценными металлами и изделиями из них Валерий Рудаков. - У нас наоборот: НДС - 20 процентов, платежи надо вносить авансом. Вдобавок высокие издержки по кредитам. Все это делает продукцию менее конкурентоспособной.
Между тем ювелиры-производители только плотоядно облизываются, глядя на безразмерные западные рынки. Один из них даже посчитал:
"В мире существует около 300 тысяч ювелирных магазинов. Учитывая, что средняя выручка в них составляет 50 тысяч долларов в месяц, а на долю российских производителей может приходиться 10 процентов выставленной там продукции, Россия может зарабатывать порядка 1,5 миллиарда долларов..."
Но похоже, пока это из области фантазий. Даже если придется вступить в ВТО.
Справка "РГ"
Цены за 1 грамм золота самой популярной 585-й пробы в магазинах разных стран:
Россия, Италия, Польша, Германия - 20-22 доллара;
Турция - 14 долларов;
Малайзия - 9,5 доллара;
Арабские Эмираты - 11 долларов.