90-летний Зельдин играет Дон Кихота

Сражаться с ветряными мельницами в нем будет один из последних романтиков современной сцены и донкихотов нашей жизни - Владимир Зельдин. Явление, достойное Книги рекордов Гиннесса: в феврале 2005 он отпразднует 90-летие, а на своем бенефисном спектакле предстанет отнюдь не философом-мыслителем с ограниченной подвижностью, - в трехчасовой постановке исполнит 17 музыкальных номеров, 7 хореографических и сразу две роли - Дон Кихота и Сервантеса.

 

...Его любимый звук - шелест театрального занавеса. Его несбывшаяся мечта - Сирано де Бержерак. (Что до Дон Кихота - это не роль его, а призвание). Его амплуа - лирический любовник: так и написано у него в дипломе. Однажды Алексей Дмитриевич Попов посоветовал ему: "Представь, что ты - раненый олень. Такими глазами ты и должен смотреть на женщин". Такие глаза, может, и подразумевались в удивительной советской сказке "Свинарка и пастух" о прекрасной любви русской девушки и кавказского парня, которых встретила и подружила Москва. Но в "Учителе танцев" Зельдин сверкал очами уже совсем по-другому - когда после исполнения болеро он падал на колени, женщины из зрительного зала выбегали на сцену...

Последний "урок танцев" Владимир Зельдин - идеальный учитель Альдемаро - преподал на своем семидесятилетнем юбилее. Через двадцать лет - новый рекорд, имя которому - Дон Кихот.

В чем секрет его творческого долголетия? В работе, работе и работе? Ведь шестьдесят лет он служит в театре с самой большой сценой в Европе и залом на 2200 мест и собирает на свои спектакли аншлаги. В совершенно фантастическом сегодня - рыцарском отношении к женщинам? "Мы должны помнить, что рядом с нами ходит слабое существо, которое дает теплоту и вдохновение. Я поклоняюсь слабому полу. Поэтому-то я такой живучий", - шутил Владимир Зельдин, утверждая вслед за своим новым героем, что "женщина - это душа мужчины".

Или рецепт - в ключевой фразе его аристократичнейшего и интеллигентнейшего профессора Серебрякова в "Дяде Ване" Кончаловского - "Надо дело делать, господа!"? А может, Владимир Зельдин выглядит так, как будто время его обтекает, просто потому, что он поет, но не пьет, ни курит, никогда никому не завидует и любит цитировать слова Бродского: "Надо понимать, что есть люди лучше тебя. Это облегчает жизнь"...

"Природа подарила мне такую энергию, которая существует во мне до сих пор, - рассказывал он однажды. - Но секрет молодости заключается в другом. Нужно уметь удивляться жизни, интересоваться всем новым, никогда никому не завидовать. И поддерживать в себе состояние влюбленности - в свою профессию, в людей, которые тебя окружают, в жизнь во всех ее проявлениях. Если мне не напоминают, я и не думаю о своем возрасте. Зачем расслабляться?"

...Знаменитый мюзикл по роману Сервантеса был создан американскими драматургами Дэйлом Вассерманом и Джоном Дэрионом и композитором Митчем Ли в 60-х годах прошлого века. Первое представление "Человека из Ламанчи" на Бродвее состоялось в 65 году. В России в 72-м году его поставил в Театре Маяковского Андрей Гончаров с Александром Лазаревым в главной роли. Для бенефиса Владимира Зельдина "Человека из Ламанчи" режиссирует Юлий Гусман. Почему именно Дон Кихот и именно сейчас? "Потому что в век, когда люди забыли о совести, в наше жестокое время человек борется за добро, честь, милосердие и настоящую любовь". И сегодня вечером Дон Кихот - Владимир Зельдин скажет под непременную овацию: "Ничего не считай своим, кроме своей души. Гордись не тем, что ты есть, а тем, чем ты хочешь и можешь стать". Ведь вся его жизнь - сплошное донкихотство, позволившее повернуть время вспять. И об этом еще будет повод поразмыслить в феврале 2005...