Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе главы эстонского правительства, Эстония не располагает никакими данными по поводу перевозки российской военной техники на борту "Эстонии". Напомним, что пассажирский паром "Эстония", затонул во время шторма в 20 километрах от берегов Финляндии 28 сентября 1994 года. Тогда в ледяных водах Финского залива погибли 852 человека, в основном граждане Швеции и Эстонии.
"В настоящее время власти Эстонии надеются получить от шведов любые документальные свидетельства о секретных перевозках оружия. В начале следующего года премьер Эстонии Юхан Партс намерен обсудить версию о секретных перевозках со своим шведским коллегой Йораном Перссоном", - сообщили нам в пресс-службе эстонского премьера.
На днях шведское телевидение показало репортаж, в котором утверждалось, что буквально за неделю до катастрофы паром перевозил некий груз военного назначения. Это подтвердил в интервью местному радио и бывший начальник шведской таможни Свен Петер Олссон. По его словам, в 1994 году военные и таможенники договорились, что прибывающие паромом машины с купленной у Российской армии электроникой будут пропущены без досмотра.
А бывший таможенник Леннарт Хенрикссон рассказал, что, когда он попытался проверить груз, ему это запретили. Он успел разглядеть, что в ящиках были какие-то электронные измерительные приборы. В ответ на эти сенсационные признания последовала немедленная реакция со стороны правительства.
Премьер-министр Швеции Йоран Перссон с возмущением заявил, что военные попросту скрыли от правительства эти факты. Оправдываясь, представитель министерства обороны Швеции признал, что паром "Эстония" действительно перевозил военные грузы. Но подчеркнул, что в ночь гибели судна таковых на его борту не было.
Представители эстонских спецслужб заверяют, что их ведомства не имели отношения к операциям шведской военной разведки. Однако они уверены, что шведские военные имели в Эстонии помощников, которые содействовали установлению контактов с представителями находившихся в Эстонии до 31 августа 1994 года частей российской армии для покупки у них компонентов электронной техники.
Со своей стороны российский МИД заявил, что не обладает официальной информацией о возможном нахождении российского военного оборудования на пароме "Эстония". Об этом говорится в комментарии департамента информации и печати МИД РФ. "Последние несколько дней в прессе появилось достаточно много сообщений и спекуляций на этот счет. Однако какая-либо официальная информация на этот счет не поступала ни от эстонской, ни от шведской стороны", - говорится в комментарии.
Так или иначе, специальная правительственная комиссия Швеции должна до 21 января выяснить все подробности военных перевозок на гражданском пароме. Вспыхнувший интерес к обстоятельствам трагедии десятилетней давности объясняется еще и тем, что точные ее причины до сих пор не совсем ясны. Мало кого устроило заключение официальной комиссии по расследованию катастрофы. Ее вывод - гибель парома произошла из-за недостатков конструкции - тогда прозвучал не убедительно.
Поэтому внимание общественности привлек репортаж известной немецкой журналистки Юты Рабе, первой поднявшей вопрос о секретных грузах на пароме. "Несмотря на все необъяснимые запреты властей, мы не раз спускались к затонувшему кораблю, где в днище парома отчетливо видны следы взрыва. Не исключено, что паром взорвали для того, чтобы скрыть перевозимый на нем секретный военный груз", - заявила она в интервью Первому Балтийскому каналу.