Такая динамика вызывала закономерное беспокойство монетарных властей. Достаточно вспомнить прошлогодние высказывания заместителя министра финансов Сергей Колотухина о необходимости избегать чрезмерного роста корпоративной задолженности.
В принципе, все основания для такого беспокойства имелись, особенно учитывая опыт кризисов девяностых годов в странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Южная Корея), Латинской Америки (Бразилия и Мексика), Восточной Европы (Чехия). Напомним, что одной из основных причин их как раз была высокая внешняя задолженность негосударственного сектора.
Однако начиная со второго квартала 2004 года ситуация с нагрузкой частного внешнего долга на российскую экономику неожиданно стала выправляться. Отношение этого долга к экспорту товаров и услуг за второй и третий кварталы снизилось с 46 до 37 процентов.
Конечно, повышению показателей внешней платежеспособности частного сектора способствовала уникально благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков. Благодаря этому обстоятельству экспортная выручка российских компаний увеличилась в нынешнем году, по оценке, более чем на треть. Расширение потока валютных доходов российских компаний повысило способность частного сектора погашать и обслуживать свои внешние долги.
Одновременно замедлился рост самого объема внешнего частного долга - с 14 процентов в среднем за квартал в 2003 году до 6-7 процентов в нынешнем. Такое замедление было обусловлено снижением курса рубля во втором-третьем кварталах вместо интенсивного роста в предшествующий период. Изменение курсовой динамики отсекло часть притока "горячих денег" из-за рубежа, ранее притягивавшихся возможностью извлечения краткосрочного спекулятивного дохода от вложений в рублевые активы.
Начиная со следующего года нагрузка частного внешнего долга на экономику, вероятно, вновь начнет расти. Однако динамика этого роста будет затухающей (см. график 1). При складывающихся среднесрочных тенденциях отношение частного внешнего долга к экспорту в течение ближайших трех-четырех лет должно стабилизироваться на уровне, меньшем 60 процентов. Как показывает опыт последнего десятилетия, именно этот уровень для стран с переходными и развивающимися экономиками является "пороговым" с точки зрения вероятности возникновения долгового кризиса.
Удержанию уровня внешней долговой нагрузки в "безопасных" пределах будут способствовать следующие факторы.
Прежде всего вероятный рост в течение ближайших трех лет ставок мировых финансовых рынков, стимулируемый переходом ФРС США к более жесткой монетарной политике. Удорожание внешних займов неизбежно снизит динамику их привлечения российскими компаниями.
Пока, правда, повышение ставок мировых рынков практически не сказалась на российских заемщиках. В нынешнем году на фоне растущей учетной ставки ФРС США доходность к погашению по еврооблигациям российских компаний снижалась. Этому способствовали ожидания повышения суверенного инвестиционного рейтинга России, хорошие финансовые показатели российских компаний, подкрепляемые благоприятной для них мировой конъюнктурой. В течение ближайшего полугодия низкий уровень ставок для российских компаний будут поддерживать произошедшее в ноябре 2004 года присвоение агентством Fitch ratings повышение инвестиционного рейтинга России до инвестиционного уровня, а также ожидаемый аналогичный шаг со стороны агентства Standard&Poors.
Однако в дальнейшем генеральная для зарубежных рынков среднесрочная тенденция повышения ставок должна сказаться и на долговых инструментах российских компаний.
Второй сдерживающий фактор - быстрый рост объема погашений по накопленному внешнему долгу российских компаний (см. график 2). Можно ожидать, что в течение трех-четырех лет объем погашений по внешним кредитам и займам сравняется с объемом привлекаемых новых заимствований. В результате рост долга приостановится.
Однако, как ни парадоксально, стабилизация уровня внешней долговой нагрузки на частный сектор может иметь и ряд неприятных макроэкономических последствий. Ведь внешние займы негосударственного сектора российских компаний компенсируют нехватку длинных кредитных ресурсов в российском финансовом секторе.
Нужно помнить, что на сегодняшний день большинство российских банков неспособно обеспечить экономику кредитами, по своим срокам и масштабам отвечающим инвестиционным потребностям ведущих отечественных компаний. Если такая ситуация сохранится в течение ближайших лет, ценой стабилизации внешней долговой нагрузки станет уменьшение финансирования долгосрочного компаний, и как результат - замедление экономического роста.
Отсюда становится очевидной первостепенная задача российских монетарных властей на ближайшие три-четыре года - формирование конкурентоспособных отечественных финансовых институтов, способных обеспечивать экономику длинными деньгами. Правительство должно пересмотреть свое отношение к пенсионной реформе, дав "зеленый свет" стимулированию роста накопительной компоненты и размещению накоплений в долговые обязательства предприятий. Многое также будет зависеть от успешности формирующейся системы обязательного страхования банковских вкладов, призванной облегчить доступ банков к долгосрочным внутренним ресурсам - сбережениям населения.