15.12.2004 01:00
    Поделиться

    Доходы от продажи билетов в кино в России достигнут 270 миллионов долларов

    Доходы от продажи билетов в кино в России в 2004 году достигнут 270 миллионов долларов

    Кстати, до сих пор в стране, несмотря на экономические и политические преобразования 90-х годов, в той либо иной степени действует около 15 тысяч городских и сельских киноустановок. Причем несмотря на то, что часть зданий, в которых расположены эти киноустановки, особенно в крупных городах, была переоборудована в рынки, магазины, казино и клубы, киноустановки до сих пор продолжают функционировать, правда, большого экономического успеха они не имеют. Подавляющее же большинство этих кинотеатров и киноустановок находится во владении государства и местных властей.

    По данным Росстата и министерства культуры, на начало 2004 года в России действовало около 12,5 тысячи сельских киноустановок и около полутора тысяч городских постоянных кинотеатров и киноустановок. Из них только 350 кинотеатров (около 580 экранов) можно отнести к понятию "современный кинотеатр".

    Между тем рынок российского кинопроката, как и любой другой бизнес, неразрывно связан с общей социально-экономической ситуацией в стране. Сегодня российский кинопрокат - это в первую очередь рынок современных кинотеатров. На протяжении всего прошлого столетия Россия (СССР) имела одну из крупнейших кинематографий мира, в том числе одну из крупнейших систем кинопроката. Поэтому рынок современных кинотеатров России возник совсем не на пустом месте.

    На самом деле в середине 70-х годов кино в России было больше, чем просто кино. Количество посещений кинотеатров на душу населения составляло свыше 19 раз в год. Кстати, сейчас, по данным РБК, среднестатистический москвич ходит в кино хотя бы один раз в год, а тот, кто живет далеко за пределами МКАДа, - только 0,3 раза. Средний же американец посещает кинотеатр 5,5 раза в год.

    Конец 80-х для кинотеатров стал застойным, в это время расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов, кинотеатры не смогли конкурировать с ними из-за того, что не смогли обеспечивать тот репертуар, который предлагался на видео. В 90-х предприниматели превратили пустующие помещения кинотеатров в автосалоны, мебельные магазины и дискотеки. На экранах фильмы крутились редко, а качество кинотеатров оставалось на уровне 80-х. Люди перестали ходить в кино, и аренда огромных площадей стала основным доходом кинозалов.

    Развитие рынка современных кинотеатров России началось с реконструкции и модернизации уже существующих государственных кинотеатров. Отличительной особенностью развития российского рынка стала передача зданий государственных кинотеатров в аренду частным компаниям. В свою очередь, частные компании осуществляли косметический ремонт и установку нового оборудования в кинотеатре. На первом этапе такая реконструкция предусматривала минимум капитальных вложений, но обеспечивала высокий доход новому владельцу кинотеатра. Затраты в первые кинотеатры окупались буквально за 3 - 4 месяца, и такая высокая доходность этих кинотеатров обеспечила приток инвестиций в строительство и реконструкцию других российских кинотеатров. Именно с реконструкции существующих государственных кинотеатров начинался бизнес двух крупнейших московских сетей.

    2003 год стал рекордным для российского рынка кинотеатров по объявлениям о привлечении основными игроками кинорынка иностранных инвестиций и кредитов. Так, одна из российских компаний подписала соглашение с международной инвестиционной компанией об инвестициях в размере 40 миллионов. Другая российская компания в свою очередь объявила о привлечении кредита в размере 20 миллионов долларов. Причем этот кредит стал частью привлеченных компанией инвестиций в размере 107 миллионов долларов, которые были направлены на развитие сети кинотеатров. Кроме того, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и Raiffeisenbank предоставили кредит в размере 27,5 миллиона долларов на строительство мультиплексов.

    Миллионные инвестиции в реконструкцию кинотеатров и строительство мультиплексов стали выгодным бизнесом. Многозальные кинотеатры вытеснили однозальные, оказавшись более рентабельными. Доходность коммерческих кинотеатров в Москве сегодня, по подсчетам экспертов, оценивается в 25 процентов годовых. Окупаемость составляет 3-4 года при средней загрузке зала от 30 процентов. В лучших московских кинотеатрах заполняемость достигает 70-80 процентов.

    По данным компании "Невафильм", общее количество современных кинотеатров в России за первое полугодие 2004 года увеличилось на 22 кинотеатра (83 экрана) и составило 376 кинотеатров (640 экранов). По прогнозам специалистов, к концу 2004 года количество современных экранов только в Москве достигнет 240 (на июль 2004-го их насчитывалось 188). Однако, по их словам, рынок Москвы уже насыщен и в 2005 году ожидается заметное снижение его темпов развития. В регионах, напротив, в будущем году ожидается существенный рост.

    2003 год кроме активного привлечения инвестиций охарактеризовался еще одной новой тенденцией в развитии рынка многозальных кинотеатров. Открылись первые многозальные кинотеатры, реконструированные из однозальных кинотеатров. Причем на рынке присутствуют обе технологии преобразования однозального кинотеатра в многозальный кинотеатр. Первая технология - пристройка дополнительных залов к существующему зданию кинотеатра. Вторая технология: радикальная перепланировка кинотеатра и разделение основного кинозала (обычно объемом 900 - 1100 мест) на 4-5 кинозалов по 150- 200 мест. Вместе с тем 2003 год в Москве стал годом бума открытия кинотеатров в торговых центрах. Из 64 московских кинозалов, открытых за период с января 2003-го по январь 2004-го, половина кинозалов (32) расположена в торговых центрах, отметили эксперты. Бум строительства торговых центров в Москве и Петербурге, а также строительство ТЦ в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге стали "локомотивом" развития рынка кинотеатров.

    Надо отметить, что совместное развитие торгового рынка оказывает на рынок кинотеатров как положительное, как и негативное влияние. К положительным влияниям, безусловно, можно отнести эффективность капитальных вложений для владельца кинотеатра в торговом центре. Удачное сочетание торгового центра и кинотеатра взаимовыгодно обеим сторонам и способствует росту бизнеса. Однако следует отметить, что такое соседство имеет и обратную сторону. В определенной мере кинотеатр в ТЦ становится заложником маркетинговой и ценовой политики ТЦ, конкурентоспособности и привлекательности ТЦ.

    Следующим этапом развития рынка после реконструкции существовавших кинотеатров, строительства мультиплексов в торговых центрах становится строительство мультиплексов в отдельно стоящих зданиях. Впрочем, заслуживает внимания интересная тенденция строительства так называемых VIP-кинотеатров, которая наметилась в России. VIP-кинотеатр сегодня - это сочетание и высокого качества кинопоказа, и высокого уровня комфорта и безопасности в кинотеатре, небольшое количество кресел в кинозале, обслуживание зрителей едой и напитками прямо в кинозале, широкие проходы между креслами и специальные кресла, обеспечивающие максимальный комфорт для зрителя.

    Цена билета в VIP-кинотеатр составляет около 35 долларов, и такие кинотеатры в крупных городах (Москва и Петербург) пользуются большой популярностью. Основной зритель VIP-кинотеатра - представитель среднего и "выше среднего" класса, имеющий доход более 1000 долларов на каждого члена семьи и предпочитающий не "шумные блокбастеры", а "умное" кино.

    До настоящего времени в России практически не существует общенациональных сетей кинотеатров. Однако тенденция слияния и укрупнения сетей уже начинает просматриваться. В настоящее время есть несколько инициатив создания единой общественной общероссийской организации, объединяющей все российские кинотеатры по примеру NATO (США). Одна из таких инициатив - создание Ассоциации независимых кинотеатров, где инициатором выступает город Екатеринбург.

    Рост российского рынка кинотеатров выявляет и первые проблемы роста. В настоящее время практически все регионы России не имеют кинотеатров "второго экрана". Все современные кинотеатры, модернизированные либо построенные в последние годы, претендуют на показ фильмов "первым" экраном. В результате огромный потенциал роста кассового сбора за счет проката фильма "вторым экраном" практически не используется. Если посмотреть кассовый сбор некоторых фильмов за первую неделю, то Россия выглядит очень привлекательно, входя в двадцатку, а то и в десятку стран с наивысшими кассовыми сборами первой недели. При этом анализ среднего сбора на одну кинокопию дает удивительные результаты: по многим фильмам средний сбор фильма за первый уикенд в России превышает аналогичный показатель в США.

    Сегодня практически каждый фильм не может стоять в кинотеатре "первым" экраном в течение нескольких недель, так как вынужден уступить дорогу следующему блокбастеру, и именно строительство многозальных кинотеатров, тенденция которого сейчас наблюдается, позволит решить проблему проката "вторым" экраном и приведет к увеличению общих кассовых сборов в России.

    Проблема отсутствия кинотеатров "второй волны" вынуждает дистрибьютора нести дополнительные расходы по выпуску большего количества кинокопий, не позволяя практически эффективно управлять количеством копий во время проката фильма.

    Распространение мультиплексов называют главной причиной роста цен на билеты в кино. По мнению экспертов, по всему миру цены на билеты в мультиплексах выше, чем в независимых кинотеатрах, которые они вытесняют. Сейчас мультиплексы, ставшие для зрителя не только местом просмотра фильмов, но и местом общения, способны удовлетворить любые запросы потребителей. Наличие ресторанов, кафе и баров очень влияет на степень привлекательности конкретного кинотеатра. И если с инфраструктурой и современным оборудованием кинотеатров все не так плохо, то их репертуар оставляет желать лучшего. Специалисты считают, что в Европе и Америке кинотеатр 8 - 25 залов показывает весь спектр кинематографа. Придя в кино всей семьей, можно найти продукт на любой вкус. В кинотеатре во всех залах одновременно идут мультфильмы, комедии, триллеры. У нас такого нет.

    Несмотря на то, что за прошедшие 2 года появилось больше коммерческих картин российского производства, вышедших в широкий прокат, подавляющую часть сборов в российском кинопрокате делают фильмы иностранного производства. Это можно объяснить тем, что на производство качественного коммерческого фильма требуются значительные финансовые средства, которыми отечественные кинопроизводители, как правило, не обладают. На блокбастеры нужно тратить большие деньги. В России подобные ленты стоят от 2 до 7 миллионов долларов. Многие достойные отечественные ленты остаются незамеченными по причине их недостаточной рекламы. Как правило, сейчас на раскрутку фильма в России тратится не более 10 - 15 процентов от всего бюджета, в то время как при продвижении западных кинопроектов расходуется около 30 процентов бюджета. По прогнозу руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии России Михаила Швыдкого, к 2005 году производство игровых кинофильмов в России увеличится, что приведет к увеличению доли кинопроката отечественных фильмов с 10 процентов в 2004 году до 25 процентов.

    В последние годы число мультиплексов в стране и в мире постепенно увеличивается. По предварительным оценкам компании "Screen Digest", в течение года только в Европе появится более 1000 киноэкранов. Ожидается, что через 2 года более половины всех экранов Европы будут находиться именно в мультиплексах. В настоящее время этот показатель составляет 46 процентов, отмечают специалисты РБК.

    Поделиться