Цены на мясопродукты в России растут рекордными темпами

Импортная колея надежнее

Впервые со времени введения упомянутых квот (с 2003 года) министр признал, что "рост цен на мясную продукцию связан с вводом квот, но они привели и к росту производства, прежде всего производства мяса курицы. Кроме того, за последние 2 года совокупное производство мяса в стране увеличилось на четверть, но, к сожалению, нет роста по говядине и свинине" (свыше 70 процентов этого прироста обеспечила выработка мяса птицы. - Прим. авт.) Характерно и то, что, по словам министра, "страны-члены ВТО согласны с продолжением квотирования Россией импорта мяса". Впрочем, последнее неудивительно: квоты фактически распределены между традиционными экспортерами мясо- и птицепродуктов, в том числе в Россию. Вдобавок ресурсной базой такого экспорта является избыточное предложение этой продукции в регионе ЕС, Северной и Южной Америке.

Если и будет введен новый механизм квот - торги квотами на аукционах - он изменит лишь технологию закупок. Точнее - будут стимулироваться прямые контракты между поставщиками и переработчиками, хотя практически все мясоперерабатывающие мощности РФ де-юре или де-факто принадлежат крупным корпорациям, давно работающим почти исключительно с импортным сырьем. Но Герман Греф признал, что "импортеры не выбирают установленные квоты": проще говоря, накопленные запасы мясного сырья и его полуфабрикатов вполне достаточны для стабильного обеспечения спроса переработчиков и конечных потребителей.

По оценкам Минсельхоза и Мясного союза РФ, почти все мясные заводы страны вдоволь обеспечены сырьем, но преимущественно импортным. Вот и получается, что невостребованные квоты "заполняются" импортом и без того дешевой продукции, которая затем сбывается по современным расценкам. Ввиду массового забоя коров и свиней (вследствие дефицита кормов и их постоянного удорожания, особенно фуражного зерна) быстро дешевеет исходное сырье, но этот процесс существенно запаздывает. Дело в том, что основной период реализации импортных квот - весенне-летние месяцы, а забой поголовья в России традиционно происходит намного позже - с октября по март (включительно). Между тем только за август-ноябрь 2004 года Россия, по оценкам Всемирной продовольственной организации ООН и Европейского Союза производителей и экспортеров живого скота, лишилась минимум 15 процентов совокупного поголовья коров и свиней.

Долларовый фактор

Трейдеры утверждают, что главные причины дорожания мяса - периодические запреты на импорт мясопродуктов по "ветеринарным" причинам и растущие издержки переработчиков. Впрочем, упомянутый факт неполного освоения квот подтверждает, что такие запреты не имеют решающего влияния на баланс спроса-предложения, по крайней мере импортного мяса. Несогласие с аргументами трейдеров недавно продемонстрировала, напомним, и Федеральная антимонопольная служба.

Заметим, что с 1991 года весь импорт мяса и мясопродуктов фактически привязан к соотношению рубля и доллара. Если доллар дешевеет, мясные сырье, полуфабрикаты и готовые товары быстро дорожают независимо от спроса - и наоборот.

По данным Минсельхоза и "мясных" ассоциаций РФ, средняя себестоимость производства 1 кг товарной свинины в России ныне достигает 95 рублей, а, например, бразильская свинина зачастую поступает компаниям минимум по 31 рубль за килограмм. Получается, что конечные розничные цены затем "доводятся" выше себестоимости отечественного производства свинины. Массовый же забой этого поголовья отнюдь не снижает упомянутую себестоимость. Схожие ценовые соотношения и по говядине, баранине, продуктам их переработки.

Стыковка интересов

Кстати, та же Бразилия и многие другие поставщики мяса в РФ, подчеркнем, уже сняли свои возражения против вступления России в ВТО и согласились с сохранением российских импортных квот на мясо (при том, что с будущего года квоты планируется сбывать с аукционов). В сущности поставщиков устраивают и размеры квот, и механизмы их реализации. Любые мясные инофирмы - сами или с помощью своих российских партнеров смогут быстро увеличить биржевые цены квот и тем самым увеличить прибыль от поставок демпингового мяса.

Россияне ежегодно потребляют около 2,4 миллиона тонн импортных мясоизделий, почти треть этого объема приходится на продукцию из европейского зарубежья, еще по 20-25 процентов - это поставки из Северной и Южной Америки. На регион ЕС и ассоциированных с ним стран ныне приходится 80 процентов российского ежегодного импорта говядины и до 55 процентов ввоза свинины. А прямые и косвенные дотации производителям мяса в регионе ЕС, в том числе специальные экспортные, ныне оцениваются в 1000 долларов на тонну; в Северной и Южной Америке - соответственно в 1150 и около 700 долларов за тонну. Впрочем, свыше половины мощностей экспортного производства мясо- и птицепродукции в Южной Америке принадлежит североамериканским и западноевропейским корпорациям.

Согласно недавней докладной записке межфракционного объединения по аграрно-продовольственной политике Госдумы РФ, направленной в некоторые федеральные ведомства, "планируемые аукционы по квотам на импортное мясо могут только ухудшить положение. Например, после введения аукционов на импорт сахара-сырца в 2003 году цены на эту продукцию быстро увеличились в несколько раз, а многие отечественные заводы-переработчики оказались на грани банкротства в сочетании с растущими поставками демпинговых сырца и готового сахара". По мнению одного из руководителей этого объединения Валентина Денисова, "если импортные квоты на ввоз свинины и говядины будут продаваться через аукционы, это приведет к резкому росту цен и снижению объема отечественного производства, да и потребления мясной продукции".