Прозвучавшее на нынешней встрече в Белфасте жесткое требование лидера демократических юнионистов Яна Пэйсли заснять на пленку процесс уничтожения оружия Ирландской республиканской армии оскорбило лидера Шинн фейн (политического крыла ИРА) Джерри Адамса. Он усмотрел в этом условии желание поставить ИРА на колени, а согласие на разоружение представить мировой общественности эдакой позорной капитуляцией проигравших.
В силу этого демарша вожди противостоящих друг другу "племен" опять разошлись ни с чем.
И тем не менее вернувшийся в Дублин после переговоров ирландский премьер отнюдь не выглядел разочарованным.
- Это был хороший день для нас с Тони Блэром, - сказал Берти Ахерн, отвечая на мой вопрос о том, как он оценивает ситуацию в Северной Ирландии на сегодняшний день. - Мы очень близко подошли к концу сложнейшего процесса, над которым работали очень долго. Главный итог проделанной всеми сторонами работы- это то, что сегодня, после почти ста лет конфликта и тридцати лет кровопролития, в Северной Ирландии больше нет насилия. Почти десять лет мира на этой земле говорят о многом. И хотя и по сей день остается колоссальная разница во мнениях противостоящих друг другу сторон, принципиальное соглашение достигнуто. А вопрос о съемке - не столько в ней самой как таковой, сколько, скорее, в необходимой для людей юнионистского движения уверенности в том, что процесс разоружения действительно идет.
Поэтому никто из нас не испытал разочарования тем, что мы не сумели достичь в Белфасте окончательного соглашения. В такого рода делах надо всегда быть оптимистом. Потому что если ты пессимистично смотришь на те проблемы, которые пытаешься разрешить, это дает отрицательный заряд всему ходу работы.
- С учетом полученного опыта как бы вы, господин премьер-министр, прокомментировали твердое решение российского президента не вести никаких переговоров с чеченскими террористами?
- У каждого конфликта свои особенности. И причины конфликтов разные. Поэтому нельзя обобщать какую-то конкретную ситуацию и выдавать ее за универсальное руководство к действию. И именно поэтому мы не предлагаем брать Северную Ирландию за модель того, как надо поступать с Чечней.
Переговоры могут начинаться лишь тогда, когда есть настрой на миротворчество, когда достигается соглашение о прекращении огня. До той же поры, покуда не будет высказано встречное стремление к мирному урегулированию, переговоры могут и не пойти.