В Белый дом приехало руководство Думой, не слишком довольное работой кабинета министров. Но несмотря на это экономический блок правительства за несколько минут до начала встречи занял места за столом переговоров. Не было только "виновника торжества" - министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который, собственно, и разрабатывал выставленную на обсуждение социально-экономическую программу развития страны. Вошедший в зал Михаил Фрадков внимательно посмотрел на тех, кто занял места за столом и, не увидев ни главного финансиста, приславшего вместо себя своего заместителя, ни главного экономиста, спросил: "А Германа Оскаровича нет?".
- Да пробки же на дорогах, - бросилась на защиту всегда опаздывающего министра первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.
Ждать Грефа депутаты явно не собирались, решив, что семеро одного не ждут. Тем более того, кому еще совсем недавно лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил преподнести стране новогодний подарок в виде заявления о собственной отставке. Поэтому премьер начал в отсутствие главного экономиста рассказывать об озабоченностях некоторым замедлением темпов роста экономики страны. По его словам, показатели, которые были зафиксированы в 2004 году, являются удовлетворительными, но пока не укладываются в запланированные рамки. "Некоторые озабоченности по итогам года у нас возникли, но пока эти озабоченности не носят определяющий характер", - признался Фрадков.
Как только глава кабинета министров заговорил о детище Грефа - проекте среднесрочной программы социально-экономического развития России на 2005-2008 годы, - в зал спешно вошел министр.
Премьер продолжал рассказывать о том, что в документе будут отражены стратегии развития отдельных отраслей, которые разрабатываются сейчас министерствами. Кроме того, в программе будут предусмотрены индикативные показатели, которые в дальнейшем станут основой бюджетного планирования для того, чтобы выйти на решение задач снижения бедности, удвоения ВВП и повышения конкурентоспособности.
- Нам нужен ваш критический анализ, - применил Фрадков свой фирменный прием, заметив, что хотел бы посоветоваться с парламентом, как лучше организовать работу.
Парламент посоветовал. Да, видимо, так, что сам остался доволен. И правительством, и, главное, собой.
- Нынешняя Государственная Дума представляет собой наиболее эффективную Думу за всю историю существования парламента в России, - заметил председатель нижней палаты Борис Грызлов. - Нами поставлены рекорды голосования - 437 голосов.
- 439, - поправила своего шефа Слиска.
В общем, счастье есть - его не может не быть. И Совет Госдумы, видимо, сильно поверил в это, слушая премьера. А сразу же после встречи Грызлов пытался убедить в этом и всю страну. "Достижения в нашей стране есть", - уверенно заявил он, позабыв о собственной критике кабинета министров.
Правда, о "достижениях" совсем недавно говорил и министр финансов Алексей Кудрин. "За последние пять лет наша экономика имела беспрецедентные исторические темпы развития, которые вряд ли удастся повторить в ближайшие пять лет", - признал главный финансист, выступая на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок. Впрочем, это уже не новое известие является таковым, видимо, только для Совета Думы.
Вчера же министерство экономического развития и торговли в опубликованном проекте Программы социально-экономического развития России до 2008 года сделало очередное и вряд ли приятное для правительства признание: реализация среднесрочной программы может позволить удвоить ВВП к 2015 году. Похоже, что главный экономист позабыл, что президент ставил задачу удвоить ВВП к 2010 году. Правда, позже сроки изменились, и уже заговорили, что выполнить эту задачу необходимо за 10 лет, начиная с 2002 года. Главный экономист считал, считал и, не признаваясь в невозможности реализации удвоения, просто передвинул срок. Действительно, какая разница в том, в какой десятилетке произойдет удвоение - с 2002-го по 2012-й, с 2005-го по 2015-й или с 2017-го по 2027-й?
В целом среднесрочная программа, разработанная минэкономразвития, "предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего четырем критериям: осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию экономики) и повышает конкурентоспособность страны; демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах)".
В документе рассмотрены три основных сценария экономического развития. Базовый сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития, опирается на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в инновационной высокотехнологичной сфере. Третий, инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от сырьевого экспорта. Темп роста ВВП в этом случае практически не уступает второму сценарию, однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.
Во втором и третьем сценариях темп роста экономики (ВВП) превышает показатели базового сценария в среднем на 2-2,2 процентных пункта в год и выходит после 2011 года на целевой уровень в семь и более процентов роста в год. "Эти результаты позволяют рассматривать второй и третий сценарии как варианты целевого сценария экономического роста, приближающегося к решению задачи удвоения ВВП за десятилетие", - говорится в документе. В то же время к 2012 году ни один из возможных сценариев не предусматривает удвоения ВВП по сравнению с 2002 годом. В минэкономразвития объясняют это тем, что многие программы дадут эффект от реализации уже после 2010 года.
Переломным рубежом, по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011 годов, когда, с одной стороны, обнажатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов и при этом завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным периодом в рамках вступления в ВТО. С другой стороны, отмечается в документе, может существенно ухудшиться мировая конъюнктура. "Если зависимость от экспорта сырья и топлива к этому времени в достаточной мере не ослабнет, неизбежной станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками", - считают экономисты.
По сценарию минэкономразвития, предусматривающему проведение всех необходимых реформ, производство промышленной продукции в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет все же расти более низкими темпами, чем сейчас. В 2005-2007 годах - в среднем 5,2% в год, в 2008-2010 годах - 5,4-5,7%, а в 2011-2015 годах - 5,3-5,6%.
По мнению экспертов минэкономразвития, возможности стимулирования экономического роста путем дополнительного снижения налоговой нагрузки и занижения курса национальной валюты в основном себя исчерпали.
Но, несмотря на столь нерадостную картину, премьер уверен, что за 10 лет кабинету министров все же удастся удвоить ВВП. Каким образом правительство сумеет построить работу по решению задач, поставленных президентом, в том числе по удвоению ВВП за 10 лет, повышению уровня жизни людей и обеспечению конкурентоспособности экономики, пока остается загадкой. Не исключено, что при рассмотрении на заседании правительства среднесрочной программы, написанной в ведомстве Грефа, премьер напомнит главному экономисту и о сроках по удвоению ВВП, и о персональной ответственности всех членов кабинета и лично Грефа, к примеру, за отсутствие в стране экономической политики.