Ведищева уже 25 лет живет в Лос-Анджелесе. Ее сценическое имя сейчас звучит Amazing Aida - в переводе с английского "Удивительная Аида". В самом деле, вызывает удивление, откуда у этой маленькой женщины со сложной судьбой столько сил для борьбы с превратностями жизни? В 1967 году никому не известная девочка из Иркутска в одночасье стала суперзвездой всесоюзного масштаба. Пластинка с "Песенкой о медведях" была сметена с прилавков музыкальных магазинов и разошлась семимиллионным (!) тиражом. И вдруг отъезд за границу. В неизвестность. В другую жизнь, в другую страну. Навсегда! Навсегда ли?..
Мы встретились с певицей в ее предновогодний приезд в Москву.
- Аида, вы несколько раз участвовали в фестивале "Золотой шлягер" в Могилеве в качестве гостя и члена жюри. Кажется, ваш протеже получил главный приз?
- В 2000 году организаторы 6-го "Золотого шлягера" пригласили меня на конкурс в качестве почетного гостя и попросили привезти какого-нибудь молодого исполнителя из США. Я подготовила как продюсер Антонио Мартинеза. Высокий, красивый, темнокожий юноша, Антонио произвел на зрителей сильное впечатление. Он хотел петь американские джазовые композиции, но я напомнила ему, что "Золотой шлягер" - ретро-фестиваль и песни должны вписываться в его формат. В результате он исполнил программу из одного бродвейского мюзикла, а также исполнил композицию "Половецкие пляски" на музыку Бородина из оперы "Князь Игорь". Это произвело сильное впечатление: он получил Гран-при с очень большим отрывом от остальных конкурсантов, а также приз зрительских симпатий... Я недавно разговаривала с организаторами "Славянского базара" в Витебске и не исключаю, что могу быть приглашена на фестиваль в новом году в качестве члена жюри или почетного гостя.
- Какое у вас ощущение от молодых российских поп-звезд?
- Я их не вижу и не знаю. Я живу далеко и на русские концерты почти не хожу. Но когда доносятся сипатые голоса - не люблю. Если ты назвался певцом, ты должен петь. Если ты артист, ты должен играть и петь. Все должно быть культурно, не выходить за рамки нравственности.
- А что бы вы пожелали нынешним молодым исполнителям?
- Прежде всего чтобы они работали над голосом, над своей манерой, чтобы были трудолюбивыми, как Людмила Гурченко. То, что она сделала, - большой труд. Я ее понимаю. Приходится постоянно работать над собой - 25 часов в сутки. И, конечно, выбирать репертуар, чтобы не только танцевать и тешить публику, но и нести свое послание. Если ты актер, певец, ты должен быть оратором на сцене.
- Странные кульбиты вытворяла ваша судьба, не так ли?
- Судьба моя совершенно удивительна. Не побоюсь сказать, что за одну свою жизнь я прожила две. Первая - целый этап советской эстрады, он начался в 1964 году, когда я впервые вышла на сцену со знаменитым оркестром Олега Лундстрема.
- А через три года на всесоюзный экран вышла хрестоматийная кинокомедия Леонида Гайдая с вашей "Песенкой о медведях"...
- С этой песней у меня связана очень интересная история. На запись пробовалось много артистов, ведь было необходимо, чтобы голос певицы сочетался с образом главной героини - Натальи Варлей. Я вообще-то и понятия не имела ни о каком конкурсе: мне позвонила моя подруга, работавшая на радио, и сказала: нужно записать песню. Я посмотрела ноты. Песенка оказалась незамысловатой, и петь-то особенно нечего! Запись заняла полчаса, потом я уехала домой и думать о ней забыла. Через неделю звонок: вы прошли конкурс на голос героини. Как только пластинка фирмы "Мелодия" с песней о медведях заняла первое место по количеству продаж, меня как первую советскую "миллионершу" (не по деньгам, а по тиражам) послали на "День грампластинки" фестиваля эстрадной песни в польском городе Сопоте. И надо ж было такому случиться: в первый день фестиваля произошло событие, которое помнят до сих пор: в Чехословакию вошли советские войска! За несколько минут до выступления вижу в гримерной рыдающую Валентину Леонтьеву: "Аида, война!" Чехословацкие певцы Карел Готт и Хелена Вондрачкова, услышав известие по местному радио, тут же встали, сложили концертные костюмы и отправились в аэропорт. Конечно, я пела в Сопоте, и пела больше, чем положено: и песню "Гуси-гуси", с которой стала лауреатом, и еще несколько песен "на бис". Когда вернулась в Москву, тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева выразила неудовольствие: не так пела, не те песни пела. На меня стали давить. Но я продолжала петь так, как считала нужным. Как раз в то время на экраны вышел фильм "Бриллиантовая рука", танго "Помоги мне!" звучало из каждого магнитофона. Между прочим, поначалу Леонид Гайдай очень сомневался, смогу ли я после созданного мною нежного и романтического образа в "Лесном олене" и "Песенке о медведях" изобразить роковую женщину-вамп, сексапильную соблазнительницу. Но ведь я актриса! До сих пор вспоминаю, как делалась запись: я только что вернулась с гастролей по Дальнему Востоку - разница во времени десять часов. Не могу прийти в себя, когда надо было петь, сплю, когда надо спать - пою... И вдруг почти в полночь - звонок от композитора Александра Зацепина: "Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!" Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин (он только что закончил запись песенки "А нам все равно!" и ему было уже все равно!), Андрей Миронов - после своего "Острова невезения", и режиссер Леонид Гайдай. Увидели меня: "О, Аида, давай, присоединяйся к нам!" Я говорю: "Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали - пить или петь? Вот так 30 с лишним лет назад родилось легендарное танго "Помоги мне!"
- Как затем развивалась ваша песенная карьера?
- Потом фильмы с моими песнями пошли чередой: "Белый рояль", "Красное, синее, зеленое"... Везде я была за кадром, на экран меня не пускали. В 1970 году проходил конкурс радиостанции "Юность". Я была на гастролях в Барнауле, там к моему музыканту подошел юноша и предложил несколько своих песен. Одна мне очень понравилась, я включила ее в свой концерт, а когда вернулась в Москву, предложила на конкурс "Юности". Песня получила первое место. Все гадали: кто же из членов Союза композиторов ее написал? Многие были уверены - Пахмутова или Богословский. Но как только я сказала, что это молодой начинающий композитор из Барнаула, студент медицинского института, - первую премию моментально отменили! Ведь по нашим советским меркам того времени у нее был "не тот автор". Потом эта песня облетела весь Советский Союз и стала гимном молодежи. Это был "Товарищ" ("Тебе половина и мне половина"), а написал его известный сейчас композитор Олег Иванов - тот самый студент-медик, который подошел ко мне в Барнауле...
- Говорили, что поводом для вашего отъезда послужила ваша шоу-деятельность и создание нового для советской эстрады жанра - шоу.
- Я никогда не считала себя просто певицей. Я скорее драматическая актриса. Для меня была важна не игра, а жизнь на сцене. Всю жизнь пою и танцую, хотя сценическому движению нигде не училась: просто отпускаю свое тело на волю, и оно само делает то, что хочет. В Советском Союзе я первая сделала шоу наподобие бродвейского. Всю жизнь мечтала создать театр на сцене. Для меня музыка, слово, жест, танец - одно целое! Познакомившись в те далекие времена по "Голосу Америки" с искусством Барбры Стрейзанд, Дайаны Росс, Донны Саммер, решила создать нечто новое на советской эстраде. Мы с моим коллективом - ансамблем "Мелотон" - поставили эстрадный театрализованный спектакль "Поющие новеллы". Музыканты не только аккомпанировали, но и сами были актерами, переодевались, вели диалоги... Например, в новелле "Сормовская ярмарка" на сцену выплывала настоящая лодка, плясали скоморохи, на берегу Волги разворачивался многолюдный базар с народными песнями, частушками...
- И вам это разрешали?
- Естественно, и "вольнодумная" Аида, и ее театр на сцене, выламывающийся из рамок официального искусства, раздражали чиновников! Наши "Поющие новеллы" просуществовали меньше года - от силы восемь месяцев. Потом произошла очень неприятная история: у меня забрали моих музыкантов! Мотивировка:"У тебя очень сильный, профессиональный коллектив, он нам нужен, чтобы послать его за границу. А ты такая энергичная - еще один для себя соберешь". Я по молодости и наивности порадовалась тому, что так высоко оценили мои труды. С энтузиазмом начала репетиции с новыми музыкантами. Как только коллектив набрал силу, его у меня... опять забрали. Тогда я сказала себе: "Все, хватит! Больше у меня никто ничего не отберет, никто меня не бросит и не предаст!" Пошла в оркестр моего большого друга Юрия Васильевича Силантьева и записала с ним инструментальные фонограммы всех своих песен. На их базе было сделано новое шоу "Вечная песня любви".
- Почему вы уехали из Советского Союза в свой звездный час?
- Хотя я и творческий человек, терпения мне не занимать. Когда в советское время меня запрещали - я начинала работу по-новому. Если закрывали один мой проект - создавала другой. Однако ситуация становилась все серьезнее, тучи надо мной сгущались. Меня отлучили от телевидения. У меня и мысли не было об эмиграции. Увы, меня заставили это сделать. Впрочем, круговую оборону я держала дольше всех и уехала в марте 1980 года "последней из могикан" после своих коллег Вадима Мулермана, Эмиля Горовца, Нины Бродской...
Про меня говорили: мол, уехала из-за денег! Пусть говорят! Я уехала в свободную страну, где могла свободно творить. Хотя уезжали мы с мамой и сыном официально, по визе, власти ставили нам рогатки, особенно на таможне.
- Как вам удалось выжить в Америке?
- Я всегда делала то, что люблю. И это дело у меня поставлено на хорошую основу, ее дала мне страна, где я родилась, - Россия. Конечно, нас в России били. Может быть, это и хорошо. Главное, у нас было свое кредо, свое отношение к жизни, которое сформировалось на Родине. Поэтому, приехав в Америку, я не пошла легким путем. Поначалу пошла в американскую школу, чтобы освоить то, что считается американской культурой. Основываясь на двух культурах - отечественной и американской, я сумела построить свой путь, которым иду уже двадцать лет...