16.12.2004 05:00
Поделиться

ЕС не будет торопиться с отменой виз

Последние два дня президент России, находясь в Санкт-Петербурге, продолжал прорубать окно в Европу, которое пока все еще больше похоже на маленькую форточку. Сначала президент Финляндии Тарья Халонен после беседы с Владимиром Путиным заявила, что в ЕС с отменой шенгенских виз для россиян торопиться не будут. А потом Европа и Россия мерились мостами. Сравнение оказалось не в нашу пользу.

Соревнование, разумеется, получилось заочным и отнюдь не являлось самоцелью. И все же сопоставить было что. Так получилось, что с разницей в один день в Санкт-Петербурге и во Франции в местечке Мийо открывали вантовые мосты - подобные весам сооружения, которые удерживают на вантах пролеты автодороги. В розданных журналистам буклетах уточняется, что вант - это "пучок стрендов, завернутых в пластиковую трубу". При этом каждый стренд порвется лишь в том случае, если приложить к нему силу в 24 тонны.

Оба сооружения уникальны, на открытие обоих приезжали президенты. Их присутствие было не случайным. Мосты ведь эти однозначно принесут своим странам не только экономические, но и политические дивиденды. Франция построила самый большой в Европе вантовый мост - хороший пиар, а Россия в очередной раз доказала, что в состоянии реализовывать масштабные проекты. К тому же теперь, по словам Владимира Путина, у Санкт-Петербурга есть все шансы в перспективе стать одним из главных транспортных узлов на Балтике.

Первый питерский неразводной мост проектировался как часть кольцевой автодороги. Сам КАД вокруг Санкт-Петербурга уже давно стал главным долгостроем Северной столицы. Причин тому много, но основная - недостаточное финансирование. Правда, в этом во многом виноваты и сами питерские проектировщики. Согласно их первоначальным расчетам, дорога должна была стоить 24 миллиарда рублей. В 2002 году эта цифра неожиданно была утроена и составила уже 66 миллиардов. После того как к уточнению финансовой составляющей проекта подключили Счетную палату, выяснилось, что сэкономить можно порядка 21 миллиарда рублей.

При этом, однако, не была учтена сложная структура местных грунтов - вокруг одни болота. В итоге на уже построенных участках трассы асфальт начал "волниться". Теперь на ближайшую перспективу планируется ввод лишь восточного полукольца дороги вокруг Питера.

Когда будет завершено западное полукольцо питерской КАД, власти города пока предпочитают говорить лишь в условном наклонении. Многое будет зависеть от того, насколько быстро удастся завершить строительство дамбы в Финском заливе. Возможно, к реализации этого проекта удастся привлечь и иностранный капитал. Тем более что, к примеру, Финляндия совместно со Швецией и Данией уже участвуют в проекте строительства юго-западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге.

Поговорить о дальнейших планах Финляндии по отношению к России Владимир Путин смог с Тарьей Халонен в прошедший вторник. Разговор получился весьма неожиданным. Создалось впечатление, что главная цель поездки президента Финляндии в Питер заключалась в том, чтобы пригласить своего российского коллегу с ответным визитом к себе в гости, что она и сделала в первые же минуты их встречи. А затем начала говорить о своем, о женском, - Владимир Путин, к примеру, узнал, как соскучилась г-жа Халонен по России.

Президент РФ, конечно же, не мог не ответить, что тоже очень скучает по Финляндии, но предпочел бы поговорить о чем-то более существенном. Тем более что раньше, добавил он, вплотную занимался проблемами приграничной торговли с Финляндией. Халонен, очевидно, не хотела говорить на эту тему. Она лишь пространно заявила, что "нашим министрам есть о чем говорить".

Другая тема оказалась Тарье Халонен куда более интересной. В 2006 году Финляндия будет председательствовать в Евросоюзе. В предвкушении этого события президент с удовольствие рассуждала о месте России в Единой Европе. После услышанного на итоговой пресс-конференции стало очевидно, что руководство Финляндии все еще относится к России достаточно сдержанно. На вопрос российских журналистов о том, как она относится к ситуации с русскоязычным населением в прибалтийских странах, последовал весьма жесткий ответ - в ЕС пришли к выводу, что их положение соответствует международным нормам и стандартам.