- Вячеслав Геннадьевич, сколько сообщений о подозрительных финансовых сделках получает сегодня ваше ведомство?
- Каждый день более ста. В среднем за нынешний год к нам поступило более 18 тысяч сообщений о сомнительных операциях только с иностранной валютой. Информация о подобных сделках с национальной валютой - белорусскими рублями - стекается в наше Министерство по налогам и сборам. Если там выявляют серийные факты, то документы передают нам. Таким образом, всего за год наши сотрудники выявили около 2 тысяч сообщений с признаками "подозрительных", которые передали в правоохранительные органы.
- А есть ли судебные дела?
- По материалам нашей работы правоохранительные органы возбудили более 20 уголовных дел. В основном речь идет об экономических преступлениях, связанных с коррупцией, - мошенничеством, воровством, уклонением от налогов, нарушением правил внешнеторговых операций. Непосредственно по статье "легализация незаконных доходов" заведено четыре дела. Но следствие еще не закончено.
- На какие нормы законов опирается в работе ваше ведомство?
- Прежде всего мы руководствуемся Указом Президента Республики Беларусь от 2003 года, в котором говорится о создании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля. Указ устанавливает наши полномочия, дополняя действующий в республике с 2000 года закон "О борьбе с легализацией незаконных доходов".
- Насколько белорусское национальное "противоотмывочное" законодательство соответствует международным стандартам?
- Прежний закон сегодня не устраивает экспертов ФАТФ - международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями - по ряду принципиальных положений: в нем не зафиксирован факт борьбы с финансированием терроризма и не определен уполномоченный орган, аналогичный российской Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторингу). Борьбой с "грязными" деньгами в республике сегодня занимаются несколько ведомств: Комитет государственного контроля, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Министерство по налогам и сборам. В новой редакции закона, который будет называться "О борьбе с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма", эти структуры тоже будут перечислены. Но уполномоченным органом, как того требуют международные стандарты, станет Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля, куда будут стекаться все потоки информации. Закон готовится Национальным центром законодательной деятельности при Президенте Республики Беларусь и уже готов для внесения в парламент. Кстати, еще до создания Евразийской группы специалисты Госконтроля встречались с коллегами из Росфинмониторинга. Во многом благодаря усилиям России был изменен план вступления Республики Беларусь в международную группу "Эгмонт", объединяющую подразделения финансовых разведок 84 стран мира.
- Какой конкретно помощи в деле борьбы с "грязными" деньгами Беларусь ждет от России?
- Прежде всего мы заинтересованы в научном потенциале и том полезном практическом опыте, который накоплен Россией в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Техника, конечно, вещь полезная, но имеет свойство быстро устаревать. Разработки аналитиков для нас более интересны. Хотелось бы получить от наших российских коллег прежде всего тот программный продукт, который позволит автоматизировать труд белорусских аналитиков. До сих пор сбор информации о подозрительных сделках организован в республике на бумажных формулярах. По примеру России и Украины вскоре мы планируем перейти на передачу этой информации в электронном виде.
- Если не секрет, сколько в вашем департаменте штатных финансовых разведчиков?
- Не очень много, всего несколько десятков сотрудников в возрасте до 30 лет на всю республику. И помощь России относительно обучающих программ для кадрового состава не может для нас быть лишней.
- Отслеживая на территории республики подозрительные финансовые сделки, что вы можете сказать об отмывании нелегально добытых капиталов российскими гражданами или компаниями?
- Есть факты, когда россияне размещают довольно крупные суммы в наших банках. С учетом того, что проверка иностранных граждан - дело очень сложное, без тесного сотрудничества с Россией такую работу просто невозможно представить.
- О каких суммах идет речь? И о каких гражданах?
- О физических лицах, которые размещают на депозитах суммы до полумиллиона долларов. Факты размещения таких крупных для Беларуси средств говорят о том, что белорусская экономика становится привлекательной. Происходит постоянный приток денег, запутывание их следов. Конечно, нельзя за каждой банковской операцией видеть преступление. Органы финансового мониторинга не полицейская структура, наша задача, особенно в рамках Евразийской группы, - отслеживать и анализировать общие процессы.