Кроме того, в своем иске "ЮКОС" просит международный суд провести чрезвычайные слушания и выдать судебное предписание, которое бы позволило временно приостановить назначенный на 19 декабря аукцион по продаже его главной нефтедобывающей компании - "Юганскнефтегаза". Как заявил председатель правления НК "ЮКОС" Стивен Тиди, объявление о банкротстве в международном суде - последний шанс, чтобы защитить права акционеров, сотрудников и клиентов "ЮКОСа".
Между тем эксперты по международному арбитражному праву считают, что дело о банкротстве "ЮКОСа", являющегося российским юридическим лицом, может рассматриваться только по месту его нахождения и согласно международным нормам не может быть передано под международную юрисдикцию без предварительного обсуждения в рамках национального судопроизводства.
"Более того, американский суд не имеет прямого воздействия на российские государственные органы", - подчеркивают эксперты.
В самом же "ЮКОСе" заявляют, что в данном случае закон США о банкротствах имеет общемировую юрисдикцию, поскольку компания ведет бизнес на территории штата Техас, в суд которого она обратилась, а также там расположен офис финансового директора компании Брюса Мизамора.
Как бы то ни было, подавляющее большинство аналитиков склонны сегодня называть иск "ЮКОСа" "очередной PR-акцией, давлением на российские власти, стремлением компании оттянуть время и отсрочить продажу "Юганскнефтегаза". Наиболее трезво оценивает обстановку директор крупнейшего инвестора "ЮКОСа", группы Menatep Тим Осборн. По его словам, "это решение не остановит аукцион по продаже "Юганскнефтегаза".
Кстати, начальник управления общественных связей и информационной политики Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимир Зеленцов вчера заявил, что подготовка к аукциону по продаже "Юганскнефтегаза" находится в самом разгаре.