Немало принципиальных претензий к документу и у правительства, и у думских юристов.
Почему же при столь критическом отношении Кремля и Белого дома к проекту закона, о котором, конечно же, было известно заранее, думский Комитет по безопасности рекомендовал принять его в первом чтении, а совет палаты без промедления включил документ в повестку пленарного заседания? На Охотном Ряду считают, что руководители Госдумы вынуждены были вынести на пленарное обсуждение далекий от совершенства документ. Три месяца назад после событий в Беслане рабочая группа парламента подготовила около 40 антитеррористических законодательных предложений с надеждой, что они будут реализованы до конца года. Однако осталась всего одна неделя сессии, а думский "антитеррористический план" не выполнен. Поэтому в законопроекте "О противодействии терроризму" парламентарии постарались учесть как можно больше предложений из своего плана. При этом, по мнению аналитиков из кремлевской администрации и правительства, депутатами нарушены положения Конституции России в той части, что касается полномочий президента, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Уголовно-процессуальный кодекс, законы "Об обороне", "О средствах массовой информации" и другие правовые акты.
В законопроекте, к примеру, в числе субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, называется Федеральная служба охраны и указываются виды Вооруженных сил, участвующих в пресечении теракций. По мнению Контрольно-правового управления президента, это вмешательство в компетенцию главы государства.
Согласно законопроекту в каждом субъекте Федерации при необходимости должна быть создана региональная антитеррористическая комиссия, которую возглавит губернатор. С момента введения режима террористической опасности или контртеррористической операции она становится оперативным штабом, руководить которым должен единолично представитель ФСБ. Что делать губернатору? Отойти в сторону и наблюдать за процессом со стороны? И кто будет отвечать, если операция не удалась: руководитель комиссии или руководитель штаба? Не ясно.
В правительстве считают, что временные ограничения - такие, как запрет митингов, демонстраций, пикетирования и других массовых мероприятий, а также ограничения свободы передвижения, могут осуществляться исключительно в условиях чрезвычайного положения и только в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении". И распространять эти запреты на режим террористической опасности нет оснований. Нельзя, по мнению аналитиков Белого дома, переносить ответственность за теракт на членов семей террористов. В законопроекте это допускается.
Нуждается в уточнении и само понятие "терроризм", чтобы никаких слов "иные действия", под которыми можно подразумевать все, что угодно, в определении не было.