В Успенской звоннице Кремля открыли выставку "Италия и Московский двор". Она посвящена экономическим, дипломатическим и культурным связям Московского государства с итальянскими землями в XIV-XVII веках. Главный сохранившийся плод этих связей - сам Кремль, построенный итальянскими зодчими более чем пять веков назад. Поэтому можно сказать, что выставка проходит в своем главном, самом масштабном и эффектном экспонате.
Вся выставка - это 170 экспонатов, которые можно увидеть в тесных стенах выставочного зала Успенской звонницы. Это, конечно, настоящие музейные раритеты и просто очень красивые старинные вещи. Вроде сверкающей золотом атласной епитрахили с кружевом и сердоликовыми пуговицами, череды выставленных в витринах роскошных бархатных и атласных патриарших облачений, отделанных жемчугом и драгоценными камнями (ткани на них шли импортные - итальянские, восхитительной красоты и качества), фрагментов сохранившихся старых архитектурных деталей, грамот Римского Папы и венецианских дожей.
Но реконструировать по ним события давней и полной драматизма истории или искать истоки упорного желания Москвы стать Третьим Римом - все равно что по кирпичику из кремлевской стены восстанавливать архитектуру всех прекрасных кремлевских строений. Невозможно, конечно, но фантазию возбуждает - если при дворе Ивана III и царя Алексея Михайловича были такие драгоценные "мелочи", то каким же изысканно пышным богатством этот двор отличался.
Но все же выставку можно считать скорее материальной иллюстрацией к каталогу, изданному с научной дотошностью, чем последовательно выстроенной экспозицией. Обстоятельные каталожные статьи подробно рассказывают и о начале русско-итальянской дипломатии, и о Московском дворе при Иване III и Софье Палеолог, которая как раз и привезла первых итальянских архитекторов в Московию. И о самих творениях этих зодчих - фрязях (так тогда называли итальянцев), которые и построили самое красивое, что еще сохранилось в нашей столице. Отблагодарили за это их с русским коварством, о чем свидетельствует фрагмент из уголовного дела, заведенного в 1539 году на зодчего Петра Фрязина, построившего Китайгородскую стену. Бедного архитектора удерживали при дворе князя Василия Великого силою одиннадцать лет, и при первой же возможности - в начале очередной смуты - он сбежал от варварских жестокостей московской жизни. Да пойман был.
Сегодня через много веков после событий, которым посвящена выставка, зарубежные архитекторы опять пытаются строить в Москве. Силою их, конечно, удерживать не станут, но нравы московской строительно-инвестиционной жизни для них по-прежнему опасны своей жестокой непредсказуемостью.