Он поставил свыше ста балетов. Сегодня нет ни одной известной балетной труппы в мире, которая не имела или не мечтала бы иметь в своем репертуаре спектакля Джона Ноймайера.
Переговоры с Ноймайером поставить что-нибудь для Большого тянулись долго. Хореографу нужно было правильно найти балет для сцены Большого, подобрать танцовщиков, в конце концов найти время, оно у него расписано буквально по дням на несколько лет вперед. Когда Ноймайер увидел труппу Большого на гастролях в Париже и Лондоне, он понял точно, что в такой огромной труппе с темпераментными актерами начать надо с балета "Сон в летнюю ночь". Это некая современная классика (премьера состоялась в 1977 году в Гамбурге), которая давно идет на крупных балетных сценах Парижа, Вены, Копенгагена, Стокгольма, а в Гамбурге балет показан уже 250 раз.
Идея Ноймайера - продемонстрировать, что балетные труппы могут работать именно как настоящий Театр, показывая множество характеров во всем их стилевом танцевальном разнообразии. В этом балете сложные движения по координации, сложное партнерство, но главный вызов - это определенные рамки для артистов Большого, так привыкших к актерству. Здесь нужно работать в новой ситуации: подчиниться четко выстроенной структуре балета с уже выстроенными характерами и мизансценами. И в этом обрести свободу.
Задействован и весь кордебалет. Он олицетворяет разные миры: аристократию, космический мир фей, Титании и Оберона, мир ремесленников, у которых появляется трогательное желание стать актерами. Соответственно подобрана музыка: Феликс Мендельсон (музыка "К спектаклю "Сон в летнюю ночь"), авангардист Дъерь Лигети (произведение для органа "Объемы" и музыка для чембало), а также мелодии, адаптированные для шарманки с музыкальными автоматами наших дедушек. Музыкальное пространство трехмерно: оркестр, звучащий из оркестровой ямы, космическая музыка, идущая отовсюду, у ремесленников она звучит прямо со сцены из шарманки.
В балете все происходит по Шекспиру, однако отброшена греческая тема Афин, а местом действия становится европейский двор. Здесь сон перемешивается с реальностью, оживает волшебный лес с шелестящими деревьями, где обитают феи в синтетических трико и купальных шапочках на голове (видимо, в пику Мариусу Петипа с его пышнопачечными феями), где проказничает эльф Пэк со своим цветком, запах которого дурманит, и каждый рискует влюбиться в первого встречного. Происходит путаница: перемешиваются две влюбленные пары, втянутые в комические ситуации.
Ноймайер показывает главную героиню Ипполиту во всех женских ипостасях: вот она аристократка, выходящая за равного замуж, а вот - феминистка, борющаяся с Обероном на равных, ее эротизм в облике Титании подан в отношениях с симпатичным мачо-ремесленником, превратившимся в симпатичного осла.
Уморительно поставлена сцена репетиции пьесы "Пирам и Фисба" с ремесленниками. Под шарманку звучит музыка Верди из "Травиаты", мужчины переодеты в женское платье, надевают косы, встают на пуанты, изображают луну, льва, стену, а в доспехах - воина под Спартака. Словом, артистам Большого есть где развернуться. Более того, Ноймайер не воссоздает свой балет, примеряя гамбургский вариант к московской сцене, он учитывает индивидуальности новых танцовщиков, меняя "рисунок" и создавая оригинальные интерпретации партий.
К сожалению, повальные простуды выбили из строя почти полтруппы. Больным репетирует премьер Николай Цискаридзе. На выручку на партию Лизандра приглашен Иван Урбан из Гамбургского балета. И пока спектакль к премьере готовится одним составом: Светлана Захарова и Николай Цискаридзе (Ипполита и Тезей), Мария Александрова и Иван Урбан (Гермия и Лизандр), Нина Капцова и Владимир Непорожний (Елена и Деметрий), Ян Годовский (Пэк и Филострат).
Как говорит Джон Ноймайер: " Гарантию дать не могу ничему. Театр тем и интересен, что никогда не знаешь, что в результате получишь". Звучит интригующе.