21.12.2004 04:05
    Поделиться

    Министр культуры выступает за новую социокультурную политику

    Культура как среда обитания

    Сегодня сфера культуры и массовых коммуникаций - это 3 миллиона человек и 200 тысяч учреждений, - из них 150 тысяч бюджетных и 50 тысяч частных. Это 10 тысяч издательств, 25 тысяч газет и журналов, 100 творческих союзов и ассоциаций. Это особого рода индустрия - от "империй" телерадиовещания до сельских библиотек и клубов.

    Но что такое культура? Я предлагаю оттолкнуться в наших размышлениях от духовного завещания академика Д.С. Лихачева - от разработанной им "Декларации прав культуры". Культура, по Лихачеву, - это "сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества". Таким образом, культура, ориентированная на развитие созидательных начал в человеке и обществе, представляет глобальную ценность для народов и государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла. Культура, по существу, поставлена в один ряд с жизнью.

    Нашей стране нужна серьезная, обоснованная социокультурная политика, которой не было аналога в прошлом. Эта государственная политика должна быть органично увязана с главными целями и задачами развития страны - такими, как духовное оздоровление нации, повышение качественного уровня жизни, борьба с бедностью, преступностью, детской беспризорностью, преодоление социальной апатии, смягчение социальной напряженности. Во всем этом - залог и укрепление демократических основ общества и повышение конкурентоспособности российской экономики.

    Не досуг, а жизнь

    С какой же альтернативой этим очевидным, казалось бы, истинам мы постоянно сталкиваемся? К сожалению, именно к реалиям сегодняшнего дня относится представление о культуре как всего лишь сфере досуга. В результате мы имеем довольно низкий культурный уровень основной массы населения, низкую политическую и правовую культуру, нарастающие негативные тенденции в общественном сознании и поведении - социальную маргинализацию, рост ксенофобии, агрессивности, неприятие богатых, плохое отношение к институту частной собственности, но при этом терпимое отношение к неуплате налогов и т.д.

    Пренебрежение к реальным культурным проблемам страны возникло не сегодня. Именно оно породило пресловутый принцип финансирования "по остаточному принципу", который ныне выродился в "принцип нищеты", что особенно наглядно проявляется в российской провинции.

    Да, абсолютное большинство людей, занятых в отраслях культуры и искусства, сегодня ведут нищенское существование. Это 1 млн. 200 тысяч человек - 1,8% от численности занятых во всех отраслях экономики! Среднемесячная заработная плата к концу текущего года в этой категории составила 4180 руб., то есть 60% к средней зарплате по стране - это по-прежнему самый низкий уровень.

    С этим связаны и безвозвратные потери, о чем говорилось на заседании правительства при обсуждении проблемы охраны памятников. По статистике Института искусствознания, ежедневно в России гибнет три памятника культуры!

    В глубоком кризисе находится культурная сфера села. За 90-е годы сеть клубных учреждений сократилась на 23% (37% клубов требуют капремонта), библиотек - на 6%, киноустановок - на 7%. Наши музейные, библиотечные, архивные фонды хранятся в совершенно неподобающих условиях, они тоже под угрозой утраты.

    Поэтому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении бюджетных расходов на культуру (пропорционально расходам на иные потребности общества), так как продолжение этого "пути в никуда" грозит уже необратимыми последствиями, а на модернизации и повышении эффективности использования потенциала работников, учреждений и организаций отрасли в интересах развития страны.

    Сельская библиотека попала в сеть

    Модернизация всех сфер российской жизни может быть успешно осуществлена только при учете культурных особенностей современного проблемного поля России. Стремительное распространение СМИ и массовых видов искусств, экранной культуры, радио и звукозаписи, компьютерных и сетевых технологий, Интернета - все это в корне изменило представления о структуре и функциях культуры.

    Библиотеки и музеи мира выставляют во "всемирную паутину" свои виртуальные фонды и экспозиции, безмерно расширяя тем самым круг посетителей. Завершение работы по включению российской библиотечной сети, в особенности сельской, во всемирную компьютерную сеть может стать одним из самых революционных событий в культуре России, поскольку всемирное информационное поле, в том числе и культурное, станет открытым и доступным в каждом уголке страны.

    Всестороннее осмысление этой новой фазы развития человечества, анализ реакции на изменения в культурной политике других стран требует и в нашей стране радикального пересмотра целей, приоритетов, всей политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.

    Память и памятники

    Разумеется, есть у нас много нереализованных пока резервов. Есть достойный распространения опыт, накопленный в различных субъектах РФ. К примеру, недавняя командировка в Якутию позволила мне убедиться, что название республиканского министерства - "Министерство культуры и духовного развития" - не пустой звук и что в Якутии разрабатываются и реализуются программы, которые могут быть модельными для многих регионов России.

    Не только восстановлением исторической справедливости, но и стремлением к духовному возрождению нации стимулируется процесс возвращения Церкви культовых зданий, реставрация храмов, являющихся памятниками архитектуры, на государственные деньги. На сегодняшний день религиозным объединениям передано 2400 храмов.

    Правительственная комиссия по взаимодействию с религиозными организациями рассмотрела вопрос о введении в систему школьных дисциплин курса "Основы религиозной культуры". Этот достаточно тонкий вопрос взвешенно и многосторонне обсуждают совместно с представителями различных конфессий минкультуры и минобразования. Речь идет о новом важном направлении государственной политики.

    Остановлюсь на проблеме, заинтересованно обсуждавшейся на предыдущем заседании правительства. В докладе министра образования и науки были особенно рельефно представлены различные аспекты проблемы профессионального образования. Думаю, нет нужды доказывать, что в сфере гуманитарного образования есть своя специфика и что здесь нами накоплен драгоценный и уникальный опыт, признанный во всем мире.

    Уникальной, к примеру, является система непрерывного профессионального музыкального образования, выводящая талантливого ребенка к вершинам мастерства. С большим трудом нам удалось отстоять ведомственную принадлежность творческих вузов к минкультуры, что крайне важно для устоявшейся системы "сообщающихся сосудов", связывающих воедино учебные заведения с профессиональными творческими коллективами - театрами, филармониями, киностудиями и т.д.

    Только сохранив эту основу, можно разрабатывать государственную политику, достойно представляющую Россию в международном сообществе, активно и созидательно участвовать в Болонском процессе, который на данном этапе именно для гуманитарного образования таит, по всеобщему признанию, немалые опасности.

    Реформирование системы образования - особо тонкая сфера, где решающее слово должно быть не за чиновником, а за высококлассным профессионалом.

    Грант по адресу

    Адресная поддержка художественной элиты - важная составляющая государственной политики в области культуры.

    Специфика художественного творчества, уникальность творческого продукта и сложность регулирования процесса его создания ставит творческого работника в специфическую ситуацию и создает в творческом сообществе проблемы юридического, социального и эмоционального характера. Категории "творческий работник" в российском правовом поле пока не существует - в отличие от множества других стран. Кем являются творческие работники с точки зрения трудового, социального и пенсионного законодательства - на этот вопрос пока ответа нет. В то же время Трудовой кодекс предусматривает существование специального закона, который мог бы устанавливать особенности трудовой деятельности творческого работника. И хотя специфика творческой деятельности не отражена в российском законодательстве, такая цель продекларирована. Таким образом, в реализации своей культурной и социальной политики государство должно продолжить совместные с творческим сообществом усилия по нахождению оптимального решения этой нестандартной ситуации.

    В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов президента РФ. Для эффективной реализации системы президентских грантов необходимо совершенствовать критерии оценки и отбора художественных коллективов. Для оптимизации механизмов принятия решений о выделении грантов требуется дальнейшая работа по их нормативно-правовому регулированию.

    В списке приоритетов министерства - работа по защите авторских прав, создание действенного правового заслона проникновению на потребительский рынок России нелегальной аудио- и видеопродукции. Эта проблема приобрела глобальный характер: по оценкам экспертов, уровень "пиратской" аудио- и видеопродукции составляет в России 80 - 90% от общего оборота данного сегмента рынка. Для противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции министерство приступает к разработке качественно новой системы мер - системы верификации такой продукции.

    Зритель сменил читателя

    Стремительно развивается и телерадиовещание. Но далеко не случайно, что именно с телевидением связаны наиболее острые дебаты в обществе. У нас уже давно не самая читающая, а самая смотрящая телевизор страна. По социологическим опросам, лишь 26% населения регулярно читают книги и периодику, зато каждый гражданин России смотрит телевизор в среднем три полных рабочих дня в неделю. И скажем прямо: потенциал ТВ, как и всех СМИ, слишком мало используется в просветительских целях и в процессах позитивной социальной адаптации населения в быстро меняющемся мире.

    Мы находимся в поиске принципиально новых возможностей регулирования не только экономики, но и содержательного контента телеиндустрии. Обществом востребован новый современный Закон "О средствах массовой информации", но путь к такому закону оказался тернистым. Разрабатывая новый закон, регулирующий отношения в сфере массовых коммуникаций, необходимо сохранить демократический потенциал действующего закона. Но одновременно требуется привести его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня - как в правовом смысле, так и в экономическом, социальном и международном.

    В поход за культурой

    Новое направление государственной политики по развитию индустрий культуры - разработка концепции культурного туризма. Он имеет познавательное, образовательное и рекреационное значение для туристов, а также дает экономическую выгоду городам и регионам - от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Очевидно улучшение качества жизни многих жителей за счет развития инфраструктуры. Туризм решает проблему занятости местных жителей.

    Многие такие проекты могут быть успешно реализованы на основе перспективного принципа государственно-частного партнерства. Разные варианты многоканального финансирования востребованных обществом проектов разрабатываются недавно созданным при минкультуры Экспертным советом по государственно-частному партнерству и инвестициям. Одна из функций Совета - анализ международного опыта поддержки культуры и выработка приемлемых в наших условиях рекомендаций. Важно подчеркнуть, что при всех отличиях применяемых механизмов речь всегда идет о способах "распределения усилий" между бюджетом и внебюджетными источниками финансирования культуры.

    Образ родины

    Одна из ключевых задач социально-экономического развития России - формирование позитивного образа нашей страны за рубежом. Существенное влияние на репутацию государства оказывает уровень развития культуры и массовых коммуникаций. В этом смысле Россия обладает значительным потенциалом. И конечно же, вещание российского ТВ и радио за рубежом, участие российских издателей в международных книжных ярмарках, распространение российской печатной продукции. Уже созданы и успешно развиваются зарубежные версии российских печатных СМИ не только в государствах постсоветского пространства, но и в Европе, Северной, Южной Америке и на Востоке.

    Очень важным, а может быть, и самым главным является участие России в разработке и реализации общеевропейской и международной культурной и информационной политики и проектов по ее реализации в рамках ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, не говоря уже про СНГ. Именно активное участие в этих проектах с использованием всего имеющегося национального культурного и информационного потенциала позволяет позитивно позиционировать Россию на международной арене.

    Необходимо существенно повысить роль культуры и массовых коммуникаций в патриотическом воспитании, прежде всего молодежи. Уважительное отношение к своей стране, ее прошлому и настоящему - действенный фактор преодоления социальной апатии и формирования активной гражданской позиции, потребности действовать в соответствии с национальными интересами России. Эта задача не только особой важности, но и особой деликатности. Любой перегиб, как и шаблонные методы ее решения, негативно влияет на авторитет государства, дает повод порассуждать о возвращении к тоталитаризму, идеологическому диктату и т.п.

    Ясно, что культура в нашей стране не должна более рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура - это источник, питающий все стороны нашей жизни. Нельзя дать пересохнуть этому живительному источнику.

    В основу статьи положено выступление на заседании правительства РФ 16 декабря.

    Поделиться