21.12.2004 00:00
    Поделиться

    Затерянные в тайге

    Корреспондент "РГ" побывал в самом северном населенном пункте Приморья

    Удэгейское слово "агзу" означает - "тихое место". Хотя существует это село без малого сотню лет, добраться сюда не так-то просто. Раз в неделю, иногда, по погоде - реже, прилетает вертолет. В остальное время попасть можно только по реке - бурной и своенравной Самарге. В те времена, когда воздушного сообщения с "большой землей" не существовало, только она и спасала. Летом на традиционных удэгейских лодках - ульмагах, зимой по пробитой в снегу санной дороге доставляли все, что невозможно добыть в лесу, выловить в речке или вырастить на огороде.

    В советское время хотели было пробить дорогу до расположенной в 80 километрах Перетычи-хи, но почему-то не стали. Так и живут сегодня агзинцы, чувствуя себя отделенными от остального мира. Билет на вертолет, прилетающий в село раз в неделю, стоит 700 рублей. И это еще, оказывается, дешево - если бы не дотации из краевого бюджета, стоимость доставки одного человека из Тернея до Агзу составляла бы не менее трех тысяч рублей. Сумма для северян - неподъемная.

    Агзу - последний оплот самаргинских удэге, стойбища которых некогда стояли по всей богатой зверем и рыбой Самарге. Когда в эти таежные места добралась советская власть, детей природы начали собирать в одно место и приучать к оседлой жизни, заставляя заниматься непривычным для них сельским хозяйством. Так появилось это село. Созданный в 20-х годах колхоз "Красный удэгеец" особых успехов не добился, зато госпромхоз, промышлявший сбором дикоросов, ловлей рыбы и добычей дичи, просуществовал еще пять лет после развала Советского Союза. Только в 1996 году, когда его ликвидировали, почти все население Агзу в одночасье превратилось в безработных. Так начался упадок села, который продолжается до сих пор.

    Печально, но именно национальному удэгейскому селу принадлежит своеобразный невеселый социальный рекорд: здесь самый высокий уровень безработицы во всем Приморье. Из 200 жителей на бирже труда числятся 48 человек. Еще полсотни пенсионеров, остальные же - работники уменьшающейся с каждым годом в селе бюджетной сферы да несовершеннолет-ние.

    Хотя дети еще продолжают рождаться, их очень мало. Уже сегодня здесь насчитывается больше трех десятков холостяков. Увы, девушки стремятся всеми правдами и неправдами вырваться отсюда.

    - Уезжают учиться и уже не возвращаются, - сетует исполняющая обязанности главы администрации Зинаида Лес­те­ва. - Как в Агзу не стало работы, так не стало и будущего.

    В советское время, которое самаргинские удэге сегодня вспоминают как волшебную сказку, все было по-другому. Далекое село не чувствовало себя отгороженным от остального мира: что ни день, прилетали сюда Ми-8 и Ан-2, приезжали на работу и оставались навсегда очарованные этим краем люди. Да и снабжалось село по высшей категории - в местном магазине потребкооперации не переводились тушенка, сгущенка, "птичье молоко" и прочие дефицитные товары. Доходило даже до того, расска-зывают удэгейцы, что за продуктами прилетали из расположенного в 400 километрах южнее Тернея…

    Сегодня о былом великолепии напоминают лишь просторные пустые полки магазина да уставленные товарами в скудном и весьма недешевом (вдвое дороже, чем на материке) ассортименте стеллажи двух крохотных коммерческих магазинчиков. Что характерно, едва ли не лучше всего представлено спиртное - несколько сортов пива, портвейн, вино, водка и даже неразведенный спирт… Повальное пьянство давно уже стало неотъемлемым элементом жизни людей, переставших чувствовать себя нужными кому бы то ни было.

    Сегодня в селе нет ни работы, ни власти, ни милиции. Последний милиционер покинул Агзу еще лет семь назад, и о том, что когда-то здесь существовали правоохранительные органы, напоминает разве что прикопанные под чьим-то забором остатки мотоцикла характерной желто-синей раскраски. Случись такое, с чем в селе не сумеют разобраться своими силами, прилетают очередным вертолетом опера из райцентра.

    Власти в Агзу нет с лета - избранный за полтора года до этого 28-летний глава администрации Петр Лестев в конце августа сложил с себя полномочия. Как он сам признается - от безысходности. Не смог больше ежедневно разговаривать с людьми, слушать про их беды и не иметь возможности помочь. Денег у местной власти нет: весь бюджет удэгейской сельской администрации - 200 тысяч рублей в год. Этого едва хватает на зарплату главе, специалистам и содержание самого "сельсовета". Очередные выборы должны состояться в январе будущего года. Не исключено, что новому главе села повезет больше: жители Агзу подписали соглашение с лесодобывающей компанией. Именно теперь, хотят надеяться и одновременно боятся верить этому в Агзу, начинается новый виток в истории села.

    Забытое всеми удэгейское село вдруг снова оказалось объектом пристального внимания весьма влиятельных сил. Именно здесь в буквальном смысле слова схлестнулись между собой лесоразработчики и экологические организации. Некоторые из последних сразу же принялись много и громко говорить от имени коренных народов. Правда, об интересах самих удэге многие из этих радетелей как-то сразу позабы-ли.

    Итогом двухлетнего процесса переговоров между "лесниками" и аборигенами Самарги, далеко не всегда протекавшего легко и гладко, стало датированное 12 августа этого года соглашение, подписанное большинством взрослых жителей села. Многие из тех жителей села, чей автограф стоит в графе "за" откровенно особого энтузиазма по поводу предстоящих лесоразработок не испытывают.

    Люди не верят в то, что на протяжении всего четвертьвекового срока работы в бассейне Самарги компания будет неукоснительно вы-полнять взятые на себя обязательства. С другой стороны, то, что предложили им лесопро-мышленники, выглядит куда более весомо и реально, чем все звучавшие за последние годы неконкретные обещания экологических организаций и призывы "продержаться еще немного". Умирающему селу нужно будущее, похоже, что сегодня оно немыслимо без помощи большого бизнеса.

    Застарелое неверие, смешанное с надеждой, - такое настроение сегодня царит в многонациональном селе, где в едином горниле "дружбы народов" смешались удэгейцы, русские, украинцы, белорусы. Сегодня агзинцев, и 72-летнюю русскую женщину Аллу Крючкову, и совсем недавно отметившую первую годовщину своего рождения удэгейскую девочку Ангелину Камандига, объединяют общая беда, боль и надежда. Надежда на то, что Агзу, крохотный островок в океане тайги, наконец-то перестанет быть островом невезения.

    Поделиться