Сейчас граждане обращаются к государству в двух тысячах случаев, поскольку именно столько услуг оказывает государство, и только государство. Но оказывает, как считается, сплошь и рядом неудовлетворительно. Чего стоят только многочасовые очереди в ГИБДД при прохождении техосмотра, в БТИ при регистрации сделок с квартирами. И далее со всеми остановками - муниципальная поликлиника, таможня, паспортно-визовая служба, километровые очереди в налоговых инспекциях.
"Доступность всех услуг в стране на весьма низком уровне, а это подрывает доверие к власти", - отметил глава Департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров. Поэтому сейчас на первый план выходит внедрение системы так называемых административных регламентов, проще говоря, стандартов, по которым будет оцениваться работа чиновников. На первом этапе они будут разработаны для 50 наиболее массовых услуг: получение паспортов, обслуживание в БТИ, оформление прав собственности, регистрация автотранспорта. Андрей Шаров привел пример Франции, где ожидание в очереди подачи налоговой декларации не должно занимать больше 5 минут, а в часы пиковой нагрузки - 15 минут. Максимальный срок выдачи заграничного паспорта - 7 дней, в "горячий" сезон время может быть удвоено. Если налицо риск не уложиться - ведомства увеличивают число сотрудников, обслуживающих посетителей. При этом каждый чиновник способен оказать не менее 7 государственных услуг, в то время как в России - только одну.
Как сообщил научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, все эти стандарты будут представлены в правительство в первом квартале 2005 года. После чего год пройдет под знаком пилотных проектов. Ускоренное внедрение административных процедур пройдет в контакте с ведомствами, давшими согласие на "пилотирование". Это МВД, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и министерство культуры и массовых коммуникаций. Ранее Герман Греф называл и таможню, которая должна будет отнимать у автомобилистов на границе не более 40 минут. Пилотными регионами станут Пермская и Саратовская области и Чувашская Республика. Их руководители, кстати, сами проявили такую инициативу.
А последующие годы реформы, 2006-2010, станут временем тотального внедрения новшеств.
Ключевая трудность таких преобразований, и это очевидно, в том, что потребуется преодолеть сопротивление чиновников. "Процедурные обычаи меняются очень медленно", - признал один из идеологов административной реформы, руководитель секретариата вице-премьера А. Жукова Алексей Головков. Здесь административная реформа нуждается в "продавливании обществом". Иначе, признают сторонники преобразования чиновного мира, не перебороть сложившиеся вековые обычаи "жить по смете". Действительно, четкие стандарты подрывают корни коррупции, а, по данным Центра стратегических разработок, рынок взяток чиновникам составляет 21 миллиард долларов в год.
"Граждане научились требовать соблюдения своих прав у частников, сейчас нужно научиться требовать этого у государства", - подытожил Андрей Шаров.
Но яснее ясного, что благих пожеланий явно недостаточно. Потому административная реформа будет сопрягаться с реформой контрольно-надзорных органов. Начало этой работы, впрочем, никак нельзя датировать 2005 годом. Уже в этом году минэкономразвития счел, что половина из пяти тысяч контрольных функций государства избыточна: они должны быть отсечены. Новый законопроект о лицензировании, прошедший уже первое чтение в Госдуме, отменяет 49 видов лицензий - более третьей части ныне существующих. А ведь за некоторые лицензии предпринимателям приходится выкладывать до 800 тысяч рублей. Многие виды деятельности, и это также позиция минэкономразвития, предполагается вообще забрать из рук государства - сертификацию, проведение экспертиз, аккредитацию. Его место здесь в ходе продвижения административной реформы займет частный бизнес.
Все это, по крайней мере, если судить по основным положениям представленной программы, должно привести и к существенному сокращению числа чиновников, и к росту качества государственных услуг. В программе заложены и специальные меры для чиновников ведомств "с повышенным уровнем коррупции". Так, для сотрудников таможни и налоговых служб предлагается ввести особые механизмы работы, в частности - максимальное ограничение личных контактов с гражданами, распределение разных стадий оказания одной услуги между несколькими работниками и даже видеонаблюдение. Более того, в борьбе за "чистые руки" будет действовать принцип нарушения по косвенным признакам. Если, допустим, у таможенника обнаружили при себе более 70 долларов наличными, то можно будет делать вывод о получении им взятки.
Интересно, что административная реформа будет реализовываться в рамках специальной федеральной целевой программы, а оцениваться - по конечному результату, как и все заложенные в ней цели. На 2005 год на программу выделен 1 миллиард рублей, дальнейшее финансирование зависит от успеха или провала пилотных проектов. Авторы реформы вполне осознают, что "вокруг программы задействован жесткий клубок различных интересов", по выражению Алексея Головкова. Но надеются, что совместные усилия реформаторов, общества и СМИ "не дадут трансформировать эти преобразования в то, что мы имеем сейчас".