В постановлении называются федеральные органы исполнительной власти - МЧС и минздравсоцразвития, которые должны разработать порядок установления факта недостоверности сведений, предоставляемых для исчисления сумм в возмещение вреда здоровью в связи с чернобыльской катастрофой. Проще говоря, будет создана некая комиссия, которая станет проверять достоверность представленных инвалидами справок. Вопрос: зачем такая проверка понадобилась? В последние годы сложилась довольно странная ситуация: количество людей, имеющих право на возмещение вреда (а это в основном инвалиды и иждивенцы, потерявшие кормильца), по логике, должно уменьшаться, но средств на это дело из федерального бюджета требуется все больше и больше. Понятно, что люди умирают. С другой стороны, у нас порядка 140 тысяч ликвидаторов-чернобыльцев, которые потенциально могут перейти в категорию инвалидов. И многие действительно получают группу, но в основном - по общему заболеванию, не связанному с воздействием радиации. Соответственно, "возмещение вреда" им уже не полагается.
Сложившийся дисбаланс между количеством имеющих право на выплаты и объемом этих выплат навел правительственных финансистов на подозрение, что какая-то часть "имеющих право" пользуется этим правом незаконно. В общественных организациях чернобыльцев считают, что это результат сложности и противоречивости чернобыльского закона и подзаконных актов. Но в чем бы ни крылась причина, тотальной проверки не избежать. Это, безусловно, полезно как для федерального бюджета, так и для тех, кто действительно имеет право на возмещение вреда (денег хронически не хватает, сегодня долг по этим выплатам составляет 900 миллионов рублей). Однако ситуация сегодня такова, что многие подтверждающие документы за давностью лет из архивов изъяты и уничтожены.
Чем может обернуться эта проверка для инвалидов, которые не смогут по объективным причинам подтвердить, что их заболевание связано с воздействием радиации? Им станут начислять выплаты по фиксированным (по группам инвалидности) ставкам, что значительно меньше, чем сейчас. Поэтому главное в этой ситуации - не допустить, чтобы пострадали те, кто реально нуждается в поддержке государства и имеет на это законное право. Все зависит от того, каким будет тот самый порядок установления факта недостоверности сведений, который должны разработать два министерства, будут ли в нем заложены объективные требования. По мнению президента Союза "Чернобыль" России Вячеслава Гришина, участие в этой работе общественности помогло бы избежать ошибок.