"Будут ли пересматриваться государственные образовательные стандарты для средней школы?" - Сергей Аркадьев, Оренбургская обл.
- В соответствии со статьей 7 Закона РФ "Об образовании" государственные образовательные стандарты включают в себя федеральный (то есть обязательный для всех школ России) и региональный (то есть местный) компоненты, а также компонент самого образовательного учреждения (школы). Госстандарты определяют сейчас обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года был утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Однако многих, как известно, он не устраивает. Это не значит, что госстандарты установлены раз и навсегда. В соответствии с Законом "Об образовании" государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет. Поэтому сейчас встал вопрос о разработке концептуальных основ и принципов построения государственных образовательных стандартов второго поколения.
"Каковы основные критерии оценки качества высшего профессионального образования?" - вопрос от Елены Садовниковой, студентки из Томска.
- В Российской Федерации действует три процедуры, регламентирующие деятельность вузов: лицензирование (право на ведение образовательной деятельности), аттестация (оценка соответствия содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям госстандарта) и государственная аккредитация.
Качество подготовки выпускников оценивается по показателям приема в вуз, успеваемости, а также результатам итоговой аттестации выпускников. При аттестации применяется тестирование, которое проводится с использованием компьютера и позволяет достаточно объективно определить уровень знаний студентов. Не менее важна оценка навыков (компетенций) выпускника. Ее можно провести только с участием "потребителя" кадров - то есть работодателя. В связи с этим более чем актуален вопрос о привлечении объединений работодателей к оценке качества подготовки выпускников вузов. Этой работе в министерстве сейчас уделяется большое внимание.
Вопросы аттестации и госаккредитации учреждений образования рассматриваются коллегиально. В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки сформирована специальная Аккредитационная коллегия. Чаще всего она указывает вузам на отдельные недочеты в их работе и определяет сроки, когда они должны быть исправлены. Но бывает, что принимает и весьма жесткие решения.
"Поддерживает ли министерство введение формы "086у" при приеме в вузы, в которой было бы обязательное заключение нарколога?", - Галина Михайловна Пивоварова, проректор Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. Мечникова.
- Законодательством РФ в области образования предусмотрено право российских граждан на получение образования независимо от состояния их здоровья. В соответствии с действующим Порядком приема в государственные высшие учебные заведения определен перечень документов, необходимых при поступлении в вуз. В этом списке медицинской справки нет. А это значит, что требовать ее от абитуриента в приемной комиссии вуза не имеют права. Исключение составляют только дети-инвалиды и инвалиды 1 и 2 групп, для которых при наличии соответствующего заключения медико-социальной экспертизы предусмотрены льготы при поступлении (зачисление вне конкурса).
Да, проблема наркомании действительно стоит весьма остро. Даже по неполной официальной статистике, четыре миллиона молодых людей у нас в стране регулярно принимают наркотики, а один миллион из них являются, с медицинской точки зрения, наркозависимыми. Через сферу образования должна быть организована профилактическая работа. А логичным и своевременным можно считать участие представителей вузов в постоянно идущей законотворческой работе.
К сожалению, даже те незначительные средства, которые в предыдущие годы выделялись на федеральную целевую программу по профилактике потребления наркотиков, сегодня сокращены в четыре раза. Поэтому и разработка методических основ профилактики наркомании, и создание для этой цели специального межведомственного совета сегодня необходимы как никогда.
"Насколько привлекательно российское образование для иностранных студентов? Почему мы отстали в "экспорте" нашего образования не только от Европы, но и от Австралии и Новой Зеландии?" - Валентина Кравченко, Орел.
- Число иностранных студентов в России сейчас свыше 80 тысяч человек. Помимо "платных" студентов-иностранцев в российских вузах обучаются 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета, в том числе 16 тысяч граждан стран-участниц СНГ. Российская высшая школа занимает сейчас пятое место в мире по числу иностранных студентов. Ее опережают США, Великобритания, Германия, Франция. Однако при этом необходимо оговориться, что в ФРГ образование преимущественно бесплатное. По оценкам экспертов, к 2010 году число иностранных студентов в мире вырастет до 2,8 миллионов человек, и к 2025 году - почти до пяти миллионов. Так что нам будет за кого побороться.
Россия уже сделала важные шаги по продвижению нашего образования на международный рынок. Самый важный из них - присоединение к так называемой Болонской декларации "Европейское пространство высшего образования". Министры образования европейских стран, подписавшие этот документ, обязались содействовать международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. До 2010 года они обязались выработать сопоставимые национальные системы образования, критерия и методы оценки его качества, вести работу по признанию документов об образовании. На весеннюю сессию парламента будет вынесен ряд законодательных актов, в том числе о введении двухуровневой системы образования в России (бакалавр-магистр). Но для некоторых специальностей мы оставим третий уровень - специалиста.
Многие вузы уже пришли к осознанию необходимости продвигать свои услуги на мировой рынок, и успешно это делают. Конкуренция на рынке образовательных услуг растет, и мы все более отчетливо осознаем, что нужны активные наступательные действия в этом направлении. В том числе реализуемые вместе с другими министерствами и ведомствами, общественными организациями и вузами.